MY VIDEO-page - Моя видео-страница
6 октябрября 2009
Вторая Мировая. Уинстон Черчилль
Для видео ДЕНЬ ПОБЕДЫ я искал комментарии и набрел на эту книгу, за которую автор получил Нобелевскую премию. Он был военным, работал журналистом, был избран в парламент, входил в правительство еще во время Первой Мировой, а в 40-45 годах был премьер министром Великобритании. С 34 года выступал за союз с СССР против Гитлера. Его принцип - надо выделять главное и достигать его любыми допустимыми средствами. "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" - это его термин. Если есть возможность говорить с позиции силы, то так и надо говорить (атомная бомба).
В книге множество интереснейших фактов и деталей.
Очень живой и образный язык - писал много книг и этим зарабатывал.
Война за Англию в 1940 - пол года Англия стояла одна против Гитлера (после захвата Франции). За август-сентябрь-октябрь над Англией было сбито свыше 1700 немецких самолетов!!! Армада из кораблей протяженностью 50 миль - высадка союзников в Нормандии (было полное превосходство в воздухе и на море). Но со вторым фронтом не спешил. Предлагал американцам не отводить свои войска на согласованный рубеж (до 120 миль в глубину и шириной 400) - СССР не выполнял договоренностей о свободных демократических выборах в сфере своего влияния.
Цитируются документы, письма, разговоры. На Ялтинской конференции слова Сталина "Надо уничтожить 50 тысяч немецких офицеров, чтобы немецкая армия не возродилась" Черчилль вспылил - "Лучше меня расстрелять в этом саду". "Ну не 50, а 49" - старался превратить в шутку ситуацию Рузвельт. Сын Рузвельта серьезно поддерживал предложение Сталина. Черчилль вышел из комнаты. "Я пошутил"- сказал Черчиллю Сталин.
Проблема Польши, из-за которой Англия и вступила в войну. Молотов в 40-м говорил - "какие гарантии Польше давали Англия и Франция? Мы так и не увидели...". Поляков ничем не удовлетворишь. После войны она "передвинулась" на запад, границы по Одеру и Западной Нейсе, Англия возражала, но поддержала восточную границу. Огромное переселение - немцев на Запал, 4 миллионов поляков из Западный Белоруссии и Украины в Западную Польшу (бывшие немецкие области, Силезия).
Свидетельства Черчилля о Варшавском восстании. Это было жестокое и мстительное решение Сталина - для сбрасывания помощи восставшим (которые держались два месяца) союзникам нужно было разрешение на посадку их самолетов на контролируемой советскими войсками территории (Польша была слишком далеко от аэродромов союзников). Разрешение не было дано, хотя в других случаях такая посадка разрешалась.
США - сначала был нейтралитет, продажа оружия всем за наличные. Но в основном англичанам, которые господствовали на море. В декабре 41-го после Пирл-Харбора в войну вступили США. Потом Ленд-лиз - выступление Рузвельта. Если у соседа загорается дом, то надо дать ему шланг, чтобы он мог потушитьб пожар, и не надо требовать за это деньги. Вооружение давалось как бы в аренду, взаймы. Около 7 тысяч самолетов, 5 тысяч танков. Помощь началась осенью 41-го
********************************
Некоторые отрывки из книги. Сама книга в 6 томах, я читал сокращение - один том. Избранные страницы (в интернете) - еще меньше (нет переписки по Варшавскому восстанию, например).
Уинстон Черчилль. Из книги Вторая Мировая Война (избранные страницы). Отрывки.
Польша, Румыния, Финляндия и три прибалтийских государства не знали, чего они больше страшились - германской агрессии или русского спасения.
Нет никакой возможности удержать Восточный фронт против нацистской агрессии без активного содействия России. Россия глубоко заинтересована в том, чтобы помешать замыслам Гитлера в Восточной Европе.
Мюнхен и многое другое убедили Советское правительство, что ни Англия, ни Франция не станут сражаться, пока на них не нападут, и что даже в таком случае от них будет мало проку. Надвигавшаяся буря была готова вот-вот разразиться. Россия должна была позаботиться о себе
Переговоры вращались вокруг вопроса о нежелании Польши и Прибалтийских государств быть спасенными Советами от Германии; 1939
Позиция Польши была такова: "С немцами мы рискуем потерять свободу, а с русскими - нашу душу".
Тот факт, что такое соглашение (пакт Рибентроп-Молотова) оказалось возможным, знаменует всю глубину провала английской и французской политики и дипломатии за несколько лет.
Если их (СССР) политика и была холодно расчетливой, то она была также в тот момент в высокой степени реалистичной (Польша, 39 год).
Форма, которую приняла эта война и, по-видимому, сохранит, не дает нам возможности соперничать с колоссальными армиями Германии на всех театрах, где она может бросить в бой свои главные силы. Однако, используя военно-морские и военно-воздушные силы, мы можем противостоять германским армиям там, где в действие могут быть брошены лишь сравнительно небольшие силы. Мы должны приложить все усилия к тому, чтобы помешать германскому господству в Европе распространиться на Африку и Южную Азию
Поэтому судоходство и возможность транспортировки через океаны, в частности через Атлантический океан, является в 1941 году ключом к победе в войне вообще.
Если разразится эта новая война, мы, конечно, окажем русским всемерное поощрение и помощь, исходя из того принципа, что враг, которого нам нужно разбить, - это Гитлер
Президент (США) обещал, что, если немцы нападут на Россию, он немедленно публично поддержит "любое заявление, которое может сделать премьер-министр, приветствуя Россию как союзника".
За обедом Черчилль сказал, что нападение Германии на Россию является теперь неизбежным и что, по его мнению, Гитлер рассчитывает заручиться сочувствием капиталистов и правых в Англии и в США. Гитлер, однако, ошибается в своих расчетах. Мы окажем России всемерную помощь. Уайнант сказал, что то же самое относится и к США. После обеда, когда я прогуливался с Черчиллем по крокетной площадке, он вернулся к этой теме, и я спросил, не будет ли это для него, злейшего врага коммунистов, отступлением от принципа. Черчилль ответил: "Нисколько. У меня лишь одна цель уничтожение Гитлера, и это сильно упрощает мою жизнь. Если бы Гитлер вторгся в ад, я, по меньшей мере, благожелательно отозвался бы о сатане в палате общин".
Нацистскому режиму присущи худшие черты коммунизма. У него нет никаких устоев и принципов, кроме алчности и стремления к расовому господству. По своей жестокости и яростной агрессивности он превосходит все формы человеческой испорченности. За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем(5). Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем (нападение на СССР). Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся - да, ибо бывают времена, когда молятся все, - о безопасности своих близких, о возвращении своего кормильца, своего защитника и опоры. ... У нас лишь одна-единственная неизменная цель. Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима. Ничто не сможет отвратить нас от этого, ничто. Мы никогда не станем договариваться, мы никогда не вступим в переговоры с Гитлером или с кем-либо из его шайки. Мы будем сражаться с ним на суше, мы будем сражаться с ним на море, мы будем сражаться с ним в воздухе, пока, с божьей помощью, не избавим землю от самой тени его и не освободим народы от его ига.
Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек или государство, которые идут с Гитлером, - наши враги... Такова наша политика, таково наше заявление.
Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем. Мы обратимся ко всем нашим друзьям и союзникам во всех частях света с призывом придерживаться такого же курса и проводить его так же стойко и неуклонно до конца, как это будем делать мы... Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций, без различия расы, вероисповедания или партии. Не мне говорить о действиях Соединенных Штатов, но я скажу, что если Гитлер воображает, будто его нападение на Советскую Россию вызовет малейшее расхождение в целях или ослабление усилий великих демократий, которые решили уничтожить его, то он глубоко заблуждается. Напротив, это еще больше укрепит и поощрит наши усилия спасти человечество от его тирании. Это укрепит, а не ослабит нашу решимость и наши возможности.
Сейчас не время морализировать по поводу безумия стран и правительств, которые позволили разбить себя поодиночке, когда совместными действиями они могли бы спасти себя и мир от этой катастрофы.
Но когда несколько минут назад я говорил о кровожадности и алчности Гитлера, соблазнивших и толкнувших его на авантюру в России, я сказал, что за его преступлением скрывается один более глубокий мотив. Он хочет уничтожить русскую державу потому, что в случае успеха надеется отозвать с Востока главные силы своей армии и авиации и бросить их на наш остров, который, как ему известно, он должен завоевать, или же ему придется понести кару за свои преступления. Его вторжение в Россию - это лишь прелюдия к попытке вторжения на Британские острова. Он, несомненно, надеется, что все это можно будет осуществить до наступления зимы и что он сможет сокрушить Великобританию прежде, чем вмешаются флот и авиация Соединенных Штатов. Он надеется, что сможет снова повторить в большем масштабе, чем когда-либо, тот процесс уничтожения своих врагов поодиночке, благодаря которому он так долго преуспевал и процветал, и что затем будет расчищена сцена для последнего акта, без которого были бы тщетны все его завоевания, а именно для покорения своей воле и подчинения своей системе Западного полушария.
Поэтому опасность, угрожающая России, - это опасность, грозящая нам и Соединенным Штатам, точно так же как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и дом, - это дело свободных людей и свободных народов во всех уголках земного шара.
Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни.
Почти все авторитетные военные специалисты полагали, что русские армии вскоре потерпят поражение и будут в основном уничтожены.
Сила Советского правительства, стойкость русского народа, неистощимые людские резервы, огромные размеры страны, суровая русская зима были теми факторами, которые в конечном счете сокрушили гитлеровские армии.
Президента Рузвельта сочли очень смелым человеком, когда он в сентябре 1941 года заявил, что русские удержат фронт и что Москва не будет взята.
Все американские поставки фактически выделялись из того, что уже было успешно доставлено или должно было быть доставлено нам самим через Атлантический океан.
сопротивление русских сломало хребет германских армий и роковым образом подорвало жизненную энергию германской нации
...все посылавшееся в Россию урывалось из того, что было жизненно необходимо Англии,
Тем не менее мы собрали сообща максимум того, что было в наших силах, и согласились на переадресование очень значительной доли необходимых нам самим американских поставок ради того, чтобы внести эффективный вклад в дело обороны Советов
Наш долг и наши интересы требуют оказания всей возможной помощи русским, даже ценой серьезных жертв с нашей стороны.
Было бы хорошо, чтобы весь мир знал, что британские и советские вооруженные силы действительно подали друг другу руки
Не могу не выразить вновь восхищения британского народа великолепной борьбой русских армий и русского народа против нацистских преступников 30 августа
Я стремился найти какой-либо путь для оказания помощи Вашей стране в ее великолепном сопротивлении
Поэтому наша судьба связана с сопротивлением Советской Армии.
Я размышлял о своей миссии в это угрюмое, зловещее большевистское государство, которое я когда-то так настойчиво пытался задушить при его рождении и которое вплоть до появления Гитлера я считал смертельным врагом цивилизованной свободы.
Основной задачей англо-американских армий (в Европе) будет как можно больше облегчить бремя, лежащее на советских войсках.
В 1943 году вместо вторжения через Ла-Манш мы предприняли ряд операций в Средиземном море. Это было сделано с полным сознанием того, что они носят второстепенный характер, но мы считали, что это самое большее, что мы могли сделать в 1943 году, учитывая наши ресурсы и транспортные возможности.
Мы с президентом задались вопросом, что можно за эти шесть месяцев сделать с нашими наличными ресурсами на Средиземном море для того, чтобы максимально облегчить бремя Рос
Цель всех операций на Средиземном море, которые я имею в виду, заключается в том, чтобы облегчить положение России и обеспечить наилучшие возможности для осуществления операции "Оверлорд" (Второй фронт).
Чего мы хотим, так это сильной и независимой Польши, дружественной к России.
Я добавил, что нам никогда не добиться того, чтобы поляки сказали, что они удовлетворены. Ничто не удовлетворит поляков.
Поскольку победа Великого союза становилась лишь делом времени, естественно, что устремления русских возрастали. Коммунизм поднимал голову за победоносным русским фронтом. Россия была спасительницей, а коммунизм - евангелием, которое она с собой несла(11).
Я неоднократно заявлял в парламенте и в других публичных выступлениях о своей решимости поддержать притязания СССР на линию Керзона в толковании Советского правительства. Это означало присоединение Львова к СССР. Я всегда считал, что это требование России основывается не на силе, а на праве, если учесть страдания, перенесенные Россией при защите своей территории от немцев, и ее великие подвиги при изгнании немцев и освобождении Польши
Действительно, судьба человечества была бы мрачной в случае возникновения какого-либо ужасного раскола между западными демократиями и русским Советским Союзом..
Должно быть сделано все, дабы Польша стала такой, чтобы поляки захотели в нее вернуться (более 3 миллионов поляков было заграницей).
6 October 2009
Churchill/ On his book "The Second World War"(in Russian)