MY VIDEO-page - Моя видео-страница
6 ноября 2012
Фотографии керамики Оли Скубченко, выставка в Зарайске
Фестиваль визуальной антропологии (МГУ).
РАДОНИЦА. Старые обряды белорусов, живущих около Новосибирска. Я сравнивал невольно с тем, что я видел в Линово -
это совсем недалеко от Белоруссии. Рушниками в Линово могилы не перевязывают, сами могилы не покрывают полотнами.
И хороводов не видел, и песен не слышал... И застолья на кладбище в Линово не было, хотя на могилках и оставляли сладости.
Только обряд катания яиц общий.
Кенийская деревня, девушка, которая учится в школе и хочет стать гидом - водить белых туристов в горы.
Разговоры в деревне: "Говорят, что белые могут продать черного". "Так и быть, одевай штаны, в них в горах удобнее,
но сразу переоденься, когда придешь". Поход в горы, чудная природа.
Аборигены Австралии, Новый год. Старые верования наслаиваются на новые реалии - красные новогодние колпаки и накидки и
раскрашенные белой краской тела. Имитация елок с гирляндами, христианские молитвы - и одновременно это праздник почитания своих предков,
которые похоронены тут же рядом с жилищем. Западная музыка из радиоприемника и естественное пританцовывание женщин - они бы так танцевали и под свои ритмы. Естественность жизни, которая перемалывает любые новшества и делает из них нечто своеобразное. Но жизнь на показ - туристам.
Отдаленный район Мексики. поделки на продажу туристам, которые заезжают и сюда.
Гид обучает туристов, как говорить по-местному "нет денег". Понуро женщины готовят национальную еду, туристы смотрят, едят.
"Вам оставили чаевые" - говорит гид.
Похоже уже везде присутствуют туристы или по крайней мере мысль о них.
Но один фильм обошелся без них - КОЛОДЕЦ. Эфиопское племя кочевников кочует со своим скотом. Несколько колодцев на территории этого племени.
Скот водят на водопой раз в три дня. Из колодца глубоко в скале ведрами черпают наверх воду. "Хорошо вот ведра пластиковые -
раньше мы делали их из шкуры, обмазывали глиной. Нам нужны советы умных белых людей". Общественные работы по обустройству колодцев.
"За воду нельзя брать деньги. Мы всех пускаем к колодцу, если нет войны".
"Насосы нам не нужны - если перестанут нам их давать, то мы уже не сможем организоваться и жить по-старому".
Боливия, женская борьба. Кажется, что жестокая, но в разговоре после фильма оказывается, что это больше шоу.
Мужчины сами предложили женщинам участвовать, сейчас они стали главной приманкой для зрителей.
Занимаются борьбой индианки. Индейцы составляют 70% населения, всегда они были угнетены. Но сейчас президент Боливии индеец,
положение постепенно меняется. И популярность такой борьбы этим изменениям способствует. В борьбе участвуют и мужчины,
но в роли проигрывающей стороны. И это, говорила режиссер фильма, там имеет ярко выраженное воспитательное значение.
Но этого всего в фильме нет, это было рассказано после просмотра - а жаль!!!!!
А в фильме - моменты каждодневной жизни нескольких таких женщин.
Человек, замкнувшийся в себя. "Я живу в своем пузыре". Родители ограничивали его общение в детстве. Потом обида на друга,
больше выдуманная, чем настоящая.
Болезнь сердца с самого рождения, служащая как бы оправданием для такой замкнутости. И режиссер, сумевший его растормошить.
Едут в Данию, катаются на американских горках. "Если я получу деньги за модель корабля (он ее делал дома),
то поедем все вместе в Японию".
Фильм демонстрировался несколько раз по шведскому телевидению. Будет показываться в школах.
Горлицы - их разведение на Бали. Фестивали этих птиц, где клетки с ними поднимают на длинные шесты и они поют.
Режиссер: "это фильм не о птицах". Может об увлечении людей?
Снят и смонтирован фильм интересно. Свободная камера сочетается со штативом (интервью в комнате) и стадикамом - длинные проходы.
Монтаж - швы на показ, свободный ассоциативный монтаж, поток жизни. Не рассуждения, а показано само явление в его деталях -
противоположность научному исследованию. А может все это и не так? А может и так? Специально включены несколько дублей входа
человека в комнату.
6 November 2012
Visual anthropology festival in Moscow University/ Photo of Olia Skubchenko ceramics at exherbition in Zaraisk/