MY VIDEO-page - Моя видео-страница
1 декабря 2012
Фотография - музей Отечественной войны на Поклонной Горе
Дом русского зарубежья - кинофестиваль
Фильм о Иоанне Шанхайском
Небольшие воспоминания и фотографии почему-то на фоне бушующенго моря. Иногда рассказ за кадром.
Некоторые воспоминания звучали хорошо, может быть монтаж подвел?
Святой Иоанн Шанхайский не хотел оставить свою паству в Шанхае и вывез 5 тыс. человек на Филиппины,
где они жили в палаточном городке в джунглях и не имели никакого подданства.
Поехал в США и добился, чтобы США этих людей приняли. Потом был главой православной церкви в Западной Европе,
откуда его упросили вернуться в США. Там он уладил конфликт между церковными иерархами
и закончил строительство собора в Сан-Франциско. На него даже подали в суд, обвинив в растратах, но суд признал его невиновным.
Виктор Некрасов - замечательный фильм. Рассказывают разные люди о его киевской жизни, наездах в Москву.
То короткие реплики, то рассказы подлиннее, перемежающиеся фотографиями и комментариями - канвой жизни.
"Он не был диссидентом. Но власти как-то сторонился". Вел себя независимо, как свободный человек.
В одном номере Нового Мира с "Одним днем Ивана Денисовича" были напечатаны его заметки о поездке а Европу.
Номер изымали из-за этих заметок - никакого образа врага он не создавал, там живут обычные люди,
многие дружески относятся к СССР. Но его обвинили: " -Хотите помирить нас с капиталистами?"
Об убийстве фашистами 30 тыс. евреев в Киеве у нас не разрешали говорить, но люди это помнили и стихийно собирались.
Его обвиняли в организации этих стихийных митингов. Потом исключили из партии ("Надо было раньше мне самому отдать билет"),
фактически выслали, а потом хотели вернуть...
Система работала очень непоследовательно и неповоротливо, все решали отдельные, вообще-то случайные, люди.
Некрасов в 30-е годы учился на актера и художника, поступал вместе с Галичем в студию Станиславского за год до его смерти.
Галич поступил, Некрасов - нет.
Повесть "В окопах Сталинграда" появилась в 1946 году и получила Сталинскую премию (Федин ее вычеркнул из списка, а Сталин опять вписал).
Фильм о русском ресторане РУССКИЙ САМОВАР в Нью Йрке. "Я люблю быть среди художественной братии, у самого художество не получается...".
Был художественный салон с ориентацию на русское.
"Засиживались допоздна у меня дома. Жена говорит - открывай ресторан.
Позвонил Бродскому, помог, вошел в долю с Барышниковым. Появились посетители. Но собственно самим бизнесом занимается жена".
2-й день фестиваля
Фильм о Набокове. Закадровый голос рассказывает о писателе на фоне фотографий и киноматериалов. Но основное -
жизнь писателя около Бостона - культурной столицы Америки в 1940-е годы.
Рассказы видевших его пожилых людей, рассказы литературоведа -
как он становился американским писателем. Всегда имел свое мнение - обличал Сталина и после нападения Германии на СССР,
за что на год лишился работы в колледже. Фильм сделан динамично, смотреть было очень интересно.
Роман Якобсон тогда руководил русской кафедрой, кажется, в Гарварде. На кафедру он Набокова не приглашал:
"Лев - король зверей, но его же не приглашают читать лекции по биологии".
А Набоков работал в музее этого же университета - не имея специального образования, он занимался бабочками,
и даже открыл одну новую в Большом Каньоне.
Отца Набокова уволили с царской службы, в феврале 1917, он писал текст манифеста отречения Николая II.
Его застрелил монархист в эмиграции в Париже.
На одном семинаре о старшем Набокове упоминали в связи с земским движением (Вернадский)
и созывом первой Государственной Думы России.
Америка Набокову нравилась. "Я ее полюбил...", а дальше , конечно, набоковская ирония. " Тут есть все, и мой читатель тоже…."
Огромные пространства и свобода - " Дальше только на Луну...". Тосковал по писательству на русском,
но - нельзя, надо становиться американским писателем.
Фильм о Довлатове - как теперь полагается много анимации на фотографиях (здесь и удачной, и очень точной).
Разные люди вспоминают о нем,
динамично фильм перепрыгивает от одного говорящего к другому или к диктору, который читает автобиографические тексты Довлатова.
Много фотографий - Петербург, Таллин, Нью Йорк. В армии работал охранником в зоне. Написал повесть ЗОНА.
В Таллин поехал - думал там печататься легче будет. Уже собирались печатать, но нашли повесть ЗОНА,
из-за нее Довдатова не напечатали даже в Таллине.
Когда встретил Бродского в Америке, назвал его на "ты".
"А разве мы на ты?" Смутился, но потом придумал: " -А я ему сказал - с Вами хоть на ОНИ...". С Бродским были дружны, Бродский ему помогал. Открыто мечтал стать знаменитым и богатым, получилось, но после смерти...
3-й день фестиваля
Болгарский фильм - воспоминания о Белой эмиграции в Болгарии, на болгарском языке, но все же кое-что понятно.
Заброшенные могилы, фотографии, истории родителей рассказывают дети...
Русский адвокат из Швейцарии.
Фильм из швейцарской серии кино документов - разговоры со швейцарцами,
сделано около 300 фильмов. Статичная камера и вопросы из-зи кадра.
Фильм про старейшего из рода Романовых показывали в прошлом году.
Родился в Белграде в начале 30-х. Отец юношей в 20-м уплывал из Крыма,
мать уехала из России в Эстонию. "Я дитя революции, без нее мои родители не встретились бы".
"Мы хотели оставаться русскими, теперь эмигранты этого не хотят". С 1992 года постоянно по работе приезжает в Россию.
Был адвокатом Солженицына, в родстве со Шмеманом. Участвовал в написании книги "История России. 20 век".
"Россия 20 век проиграла. Как теперь нагонять упущенное?".
В 45-ом из Белграда приехали в Вену, потом перешли через Альпы, не желая попасть в советскую зону.
В Швейцарии хорошо встретили, бесплатно учился, дали работу. "Никакой никогда дискриминации не испытывал".
Фильм о Бродском - очень хороший. Собран из его интервью, записанных на видео.
И еще документальные съемки, фотографии, видео разных мест, где он бывал.
Поэтому впечатление максимальной достоверности. Немного манерно говорит, но судит себя строго.
"Я про себя все знаю, и чего-то себе простить не могу".
"Главное - трус ты или нет, честен или нет, а потом национальность и прочее..."
Другие недавние фильмы о Бродском - Хржановского, Либерова - все же более художественные, это интерпретации. В первом -
даже актеры, во втором - сама композиция документальных текстов (там все тексты Бродского).
Но тут речь его самого, и совсем не такая гладкая (совсем-совсем не такая), как написанная.
Хотя и тут, конечно, отбор фрагментов интервью остался за режиссером - никуда от этого не деться.
Игорь Устинов - сын известного актера Питера Устинова. Скульптор, французская речь, разговор России не касается -
его жизнь, его скульптуры. "Я несколько лет делал первую свою выставку, а на ней фотографы снимали только моего отца …".
"Теперь нужно только концептуальное искусство" - и долго объяснял смысл-концепцию своих скульптур.
Что то парящее, летящее, стремящееся. "Я выражаю позитивные эмоции".
4-й день фестиваля
Форт Росс - сейчас это одно из достопримечательностей национального парка, раз в году там проводят "русский" праздник.
Рассказывается история этого русского поселения в Калифорни - о постройке крепости в 10-е годы 19 века, продажа всего и
отъезд русских в 40-е. А вскоре там началась золотая лихорадка, и территории стали принадлежать США.
До них там были испанцы, мексиканцы и русские. Материалов мало, поэтому рассказ,
особенно первая его часть про русскую Аляску как базу для похода в Калифорнию, сопровождается рисунками, иллюстрирующими события.
Прокофьев - французский фильм, делался для телевидения. Очень тактичный рассказ - в 34-ом Прокофьев, соблазненный заказом
на балет РОМЕО и ДЖУЛЬЕТА, возвращается в Россию. С 38-го года получает советский паспорт и уже не выезжает за границу.
Балет все же ставят. "Нет ничего ужаснее на свете чем музыка к РОМЕО и ДЖУЛЬЕТЕ" - так на банкете после премьеры говорит Уланова.
А накануне спектакля балетная труппа БОЛЬШОГО отказывалась танцевать. Но был оглушительный успех. " Почему в России должны танцевать по-старому?"
В 48 году он попадает в немилость - некоторые произведения не печатают, не ставят. Он пишет письмо, в котором кается в формализме.
Арестовывают его бывшую жену, с которой он развелся в начале 40-х.
Но он работает и пишет симфонию, еще один балет КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК -
выполняет правила жизни, которые он сам себе сформулировал и которые потом нашли записанными на листе бумаги на английском языке.
В 48-м умирает Эйзенштейн, свидетельство: "Единственный раз видел Прокофьева испуганным". Главное для него - чтоб ему не мешали работать.
Вернуться в Россию предлагали тоже Рахманинову и Стравинскому. Стравинский о Советском Союзе вообще ничего не говорил, Прокофьев высказывался отрицательно.
Но поехал - он.
Фильм построен на балетных номерах (и даже репетициях) и рассказах трех специалистов из Москвы.
И поясняющий закадровый текст самого режиссера, русского, живущего во Франции. Редкие хроникальные кадры-символы, очень точные -
поезд, едущий по снежной равнине (ссылка жены), конь, падающий в воду...
Фильм на сербском о режиссере из России, который работал у Станиславского в театре и не пожелал оставаться в советской России.
Судьба его в Сербии, тепло о нем рассказывают его ученики.
1 December 2012
Doc film fest at Solzhenicin house in Moscow (in Russian)/Photo - World War 2 museum in Moscow/