MY VIDEO-page - Моя видео-страница
1 апреля 2011
Поэзия кино: Галантер, Грирсон, Эйснер
Фотография из фильмов о Байконуре
Борис Галантер, Дом Кино, 15 марта
Культурный шок. Поэтический документ..
Говорили, что все кино о русской деревне восходит к нему - это 70-80-е годы. Фильмы о людях, о природе,
трогательные и эмоциональные. Роль музыки одна из основных - режиссер сам подбирает музыку.
Художественность в документальном кино. Галантер делал сначала сценарий, потом снимал, следуя за сценарием.
Его фильмы примирили меня с постановочностью в документальном кино - есть все же постановочная реальность.
Шаговик - лошадь смирно (даже смиренно) ходит по кругу и тем самым обучает скаковых лошадей ровному шагу
Этот большой круг напоминает карусель, куда ставят скаковых лошадей. И финал - скачки и колесницы несутся прямо на оператора.
Это уже не наблюдение со стороны, но постановочность, но абсолютно реальная.
Или кадр, когда человек уходит с конем между заснеженных стогов сена и заборов-оград -
очень точно выверенный кадр, но опять же реальный, не надуманный.
Когда я попросил скейтбордиста повторить его проезд, он не стал этого делать, сказав - вы же снимаете документальное видео. Новое время, новые - более скупые - средства выражения.
Клуб документального кино, кинотеатр "Художественный"
Эйснер - новосибирский режиссер. Фильмы, где музыка играет одну из основных ролей,
хотя фильмы совсем не музыкальные по теме.
1986 год - труппа передвижного театра в Якутии, 2002 - видеонаблюдение за маленьким мальчиком.
Режиссер случайно услышал его разговор с мамой, и его поразила необычность разговора.
2008 год - бизнесмен из Сибири, как он работает.
Поток наблюдений - за героями, за окружающими героев людьми, просто град рядом с домом мальчика.
И все это вплетается в повествование фильма, и все уместно. Собственно как и в жизни - все уместно.
Частое использование музыки, дающее настроение - то игриво-ироничное, то лирическое.
Даже жутковатые подъезды новосибирских домов не создают уныния.
А мужики, сбивающие пыль с ковров во дворе, становятся чуть ли не лирическими персонажами.
Там же - в Художественном кинотеатре - были фильмы Волчанской (см. текст прошлого месяца). Обсуждения там очень серьезные -
пожалуй, нигде таких обсуждений я не слышал.
Грирсон - два фильма. Рыболовецкие паровые шхуны и скорый почтовый поезд. Показывается то, что вокруг нас.
И пафос деятельности, значительности того, что сделал человек.
Первый фильм, Грирсон режиссер. Море, рыба (даже под водой), чайки, люди и их работа. Поэтизация обстановки, повторы эффектных кадров.
Современное кино лаконичнее. В том кино образ создается через монтаж, в некотором смысле манипуляция эмоциями,
их навязывание. Современное кино менее монтажно - более достоверно?
Второй фильм, в котором Грирсон продюсер.
Рабочие чистят детали остановившегося поезда.
Сотни мешков с письмами перегружаются на остановках, сбрасываются и принимаются на скорости с помощью
хитроумных приспособлений. Сортировка писем в самом поезде.
Стихи Одена о почтовом поезде очень хороши. Кажется под музыку Бриттена.
Короткие разговоры во время работы -
сказали, что это постановочные кадры. Тогда, может быть, иначе было невозможно снять: "- Перед камерой повторите ваш разговор!". Теперь это можно было бы сделать простым наблюдением.
Кстати Грирсон снимал фильм вместе с Флаэрти, у них были разногласия - Флаэрти снимал без сценария, Грирсон -
обязательно со сценарием.
Флаэрти в "Нануке", например, заранее ставил камеру и снимал приближающегося к лунке Нанука,
а дальше крупным планом - как он ловит рыбу. Постановочный это кадр или нет?
Теперь, пожалуй, сделали бы более документально - камера следовала бы за Нануком.
Снимать сейчас можно более документально.
Значение звука. Первый фильм был немой, второй звуковой. И звук использовался очень по делу
- реальные шумы поезда, короткие рабочие разговоры, краткий закадровый текст и стихи, музыка.
1 April
Poetic documentary films/ In Russian/ Photo from films on Baikonur