MY VIDEO-page - Моя видео-страница
1 июня 2012
фото из Линово.
Йорис Ивенс
Тоже в Художественном кинотеатре.
Донбасс, 1932 год
Поэтика стройки. Клепальщики - мне всегда бросались в глаза многочисленные заклепки -
теперь я знаю, как они делаются.
Циклопические трубы, сооружения - и маленький человек на них. Как это строилось - немыслимо!
И вся это покупалось где-то за границей!
Детали стройки: очереди приехавших на работу, бригада заклепщиков,
английский специалист разговаривает с русскими рабочими,
не пришел крановщик - что делать?
И разговор после фильма (в титрах еще "фильма", а не фильм). Ивенса пригласили снимать в СССР.
Он уже у себя в Нидерландах снял несколько авангардных (?) фильмов -
поэзия дождя (ДОЖДЬ в Амстердаме), поэзия механизмов (МОСТ - раздвижной, поднимается вверх).
В этих немых фильмах видеоряд и музыка.
Фильм, сделанный про Донбасс в СССР не показали (а за границей?) -
а фильм интересный, реальная работа людей, что всегда интересно.
На следующем фильме Ивенс "исправился" и сделал пропагандистский фильм:
стачки угольщиков в Бельгии,
и строительство московского метро.
Наша глупая пропаганда сыграла очень хорошую службу - но на Западе.
Во-первых, очень просто было разоблачить ложь, которую мы говорили о себе, а Ивенс о нас.
А, во-вторых, они наматывали на ус ту правду, которую мы говорили о них -
и постепенно изменяли ситуацию у себя. Они обязаны были считаться с существованием страны,
которая декларировала (хотя бы только декларировала!) приоритет рабочего класса.
Пропаганда внутри СССР действовала разлагающе - люди жили в раздвоенном и перевернутом мире,
им говорили, и они говорили одно, а делали - вынуждены были делать - другое.
Поэтому мы жили в совершенно иррациональном мире, несмотря на якобы рациональность теорий.
Задача переделать - и сразу все - конечно же, непосильна человеку.
Ивенс представляет собой иллюстрацию к книге Чеслава Милоша о приспособлении людей
к социалистическому режиму. В первом фильме о Донбассе он снял и показал не все
(не показал быта людей, строивших великую стройку), а во втором фильме он уже просто врет. Задавай себе простые вопросы и старайся просто и честно на них отвечать.
Но на самом деле не все так просто. Выбор без права выбора - ты выбирал одно зло,так как убегал от другого. Как в видео МЕЖДУ ВОТОКОМ и ЗАПАДОМ. Это теперь нам просто рассуждать….
Ивенс был покорен энтузиазмом людей, вся его съемочная группа и сам он, как говорили,
жил вместе с рабочими. И кажется, что правда могла бы стать настоящей пропагандой,
пропагандой, которая работала бы не на Запад, а на СССР.
И, наверное, такие мысли у Ивенса были. но этого не разрешали делать.
ДОЖДЬ, МОСТ и другие его фильмы есть в интернете.
1 June
Joris Evens and his films/ In Russian/ Photo from my trip to Linovo (Ukraine)