MY VIDEO-page - Моя видео-страница
10 октября 2013
Eisenstein.ru
Фото - Линово, сентябрь.
Фильмы в библиотеке Эйзенштейна, посвященные недавно покинувшим этот мир кинематографистам.
Балабанов - ученик Германа. Его первые фильмы-короткометражки: наблюдение за музыкантами в
Екатеринбурге, откуда он родом - 85-86-87 годы. Какая тогда была видеотехника? Я вспоминал свои первые
опыты с видео. Уже постановочное видео - но тоже с музыкантами: две девушки вертятся около них.
"Трофим" и фильм о хижине прокаженных в Якутии я уже видел.
Говорили, что Балабанов ставит фильмы-притчи:
непонятно кто оказывается в непонятной среде и там себя проявляет.
Сценарий ТРОФИМА Балабанов писал для Сельянова к 100-летию кинематографа, но потом поставил сам.
Мужик убивает брата в избе, неудачная попытка повесится, поезд в город, кабак, публичный дом.
И везде он рассказывает, что зарубил брата, который с его женой... Полицейские его забирают.
А 100 летие кинематографа тут вот причем: мужик приезжает на вокзал, где снимают прибытие поезда,
встает перед камерой, ее разглядывая, и портит всю съемку. Финал - движение вдоль Невы (мужика увозит полиция),
и потом как бы продолжение движения в современной машине. Тут, кажется, фильм становится цветным.
Та же музыка, нагнетающая напряжение. А дальше какая-то студия Ленфильма, Балабанов и Герман просматривают
старинный негатив - прибытие того самого поезда, и из пленки вырезают лицо мужика:
остается ничего не значущий обрывок....
Здесь, конечно, полно самых разных смыслов, все очень крепко завязано и состыковано.
Пожалуй, этот фильм просто идеальная иллюстрация, что такое сценарий, что такое работа художника и режиссера.
По интернету посмотрел Балабанова ПРО УРОДОВ и ЛЮДЕЙ. Подумалось - откуда такой жуткий сюжет?
И выясняется в конце фильма - порно-мазохистские фильмы снимались на заре кинематографа.
И была пластинка, на которой сиамские близнецы исполняют русские песни.
И на этих исторических реалиях Балабанов домысливает сюжет...
Вытаскиваются забытые и как бы запретные реалии, но которые были и, кстати сказать,
есть сейчас в пространстве неофициальной культуры. Я как-то не так давно вспомнил о цирке лилипутов,
который ездил по Советскому Союзу и приезжал, кажется неоднократно, в Вильнюс.
И я на этих представлениях в детстве был, и кроме любопытства ничего не испытывал ...
Конечно вопрос, как в голове выстраивается именно такой зловещий сюжет?
Эту зловещность Балабанов подчеркивает - улицы Петербурга безлюдны, по каналам ездит лодка-пароходик,
из трубы которой валит густой дым. И у меня нет сомнения, что эта лодка тоже реалия того времени.
И финал: владелец фотоателье - злой дух - ступает на льдину и уплывает на ней по Неве ...
Первый фильм Германа (в соавторстве), от которого он открещивался. Герман, кстати сказать, учитель Балабанова. Этот фильм я видел раньше: царский генерал сотрудничает с
красными, его расстреливают белые .... Рок судьбы, где человек может поддерживать чью-то сторону, не разделяя взглядов этой стороны. Выбор без права выбора - ты поддерживаешь одних, потому что другие еще хуже ... Вспоминается рассказ Инны Исааковны о своем муже - потомок Воронцовых был советским партизаном и советским солдатом (keldysh.ru/budinas_video, фильм
МЕЖДУ ЗАПАДОМ и ВОСТОКОМ)
*****************
Дмитриев - директор Госфильмофонда.
У него была плохая дикция. "Никому ницево не отдам" - его любимая фраза. Он сохранил архив
негативов Госфильмофонда в лихие 90-е,
когда бывшие союзные республики требовали негативы своих фильмов - он понимал, что это единственное место,
где негативы могут правильно храниться. Позитивы, конечно, по требованиям печатали.
Дмитриев снимался в небольших ролях. У него была очень характерная внешность.
Плохая дикция пропадала, когда он говорил в кадре.
10 October 2013
Films in Eisenstein.ru (in Russian)/ Photo - Linovo, September