MY VIDEO-page - Моя видео-страница
10 января 2012
Эффект присутствия. Вспоминая 68-й год. Довлатов.
Фото - Линово, декабрь 2012.
Моменты истины в рассказе - полное включение рассказчика в разговор,
самое интересное в его рассказе. Важно выделить этот момент, не ошибиться.
Я снимал, как мы с Лукерьей Андреевной ходим по селу. Конечно, ее разговоры.
Думал про нарезку характерных видов села. Но что такое характерные виды села? Как я их сегодня воспринимаю?
Или как я буду воспринимать завтра? Или воспринимал вчера?
Поэтому надо показать максимально достоверно - отсюда и непрерывная камера, максимальные куски непрерывной камеры.
конечно, повторы надо удалять, но непрерывная камера дает эффект присутствия, его надо как можно больше сохранять.
То есть отвечаем на вопрос - что главное при монтаже? Это эффект присутствия, который хотелось бы чтобы возникал при просмотре.
Если это главное, то можно оставлять и какие-то шероховатости, и какие-то повторы или непонятности.
Непонятное - ведь это интересно (отец Алексей Агапов).
Дом Солженицына, совместный российско-чешский фильм. Рассказывают о чехословацких событиях 68-го года.
С российской стороны режиссер Максим Дашкин.
Основная история - чехословацкий коммунист, небольшой начальник был убит в 68-м. Машину расстреляли на дороге, когда "стреляла"
сама машина - у нее барахлил мотор. К этой истории фильм постоянно возвращается: то рассказ шофера, который едет по той же дороге,
то говорит дочь убитого, то зять, то внуки, которые вообще ничего не знают. "Но мы же вам рассказывали!".
И эта история перемежается несколькими другими рассказами - Литвинова, внука того самого Литвинова.
Он в 68-м выходил на Красную площадь с плакатами. Рассказ бывшего солдата, которому в Чехословакии "открылись глаза",
Простых сибиряков, у которых жил или с которыми дружил Литвинов, когда его сослали. Как проехалось это событие по судьбам людей.
"Я там впервые увидел туалетную бумагу" - несколько раз говорит бывший советский солдат, который теперь живет в Америке.
" Мой дед дал интервью CBS, где говорил, что нужно с СССР вести холодную войну(!!!). Вернулся сюда и ждал ареста."
"Я не был антисоветчиком, но боролся против постоянной лжи... Только потом я понял, что Ленин тоже преступник."
Максим Дашкин рассказывал о фильме. Делали его 3 года, деньги чешские. Они хотели сделать фильм о том, как останавливали коммунизм.
То есть до сих пор это актуально, и, кажется, будет актуально всегда - мечту не задушишь и не убьешь.
И почему мечта (или стремление) часто не превращается в реальность - это та постоянная проблема,
с которой человек сталкивается каждую минуту. Были сняты и некоторые другие люди: другие солдаты советской армии,
офицер, выводивший советские войска из Чехословакии, но эти рассказы не вписывались в концепцию "остановки коммунизма".
"Я уже не имел контроля над монтажом фильма".
Довлатов - "Зона". Я понял, кажется, истоки его постоянных пересмешек и ерничаний - это опыт работы в охранником в зоне.
Граница между добром и злом проходит в человеческих душах, а человек одновременно и велик, и низок.
И собственно над этим мы все время и потешаемся.
Одновременно мне дали книжку воспоминаний о Сталинграде -
пишут дети, жившие в Сталинграде в 1942 году. И некоторые пережили там все бои...
Парадокс заключается в том, что такая книга невозможна была в советское время. И даже дело не в некоторых деталях типа того,
что оставшиеся в Сталинграде семь потом считались бывшими на оккупированной территории:
"Мы снимаем с вас сталинскую стипендию, так как вы были под немцами..." Сами бытовые детали тех дней, весь этот ужас,
когда люди днями сидели в вырытых щелях, был оттесняем военной героикой.
Хотя был же Виктор Некрасов...
Кстати он потом как-то писал: "Пишу сейчас какой-то сценарий документального фильма об Аргентине, где никогда не был ..."
10 January 2012
Film about 1968 Czechoslovakia events/ Dovlatov/ In Russian/. Photo - Linovo, December 2012/