MY VIDEO-page - Моя видео-страница
3 сентября 2013
Гельфанд 100
Фото - цветы
Столетие Израиля Моисеевича Гельфанда. Конференция, математические доклады, рассказы о нем.
Не окончил школу - выгнали как классово чуждый элемент. В Москве жил у родственников, ходил (и даже работал)
в библиотеке Ленина,
самообразовывался. В начале 30-х уже в МГУ, преподавал, аспирант Колмогорова
Из Википедии
Колмогоров: разговаривая только с двумя людьми, я слышал голос свыше. Один из них Гельфанд ....
Келдыш: вред от невыезда Гельфанда за границу гораздо больше, чем предполагаемый вред от его выезда...
Из выступлений
Гельфанд: мне дано, и я поэтому должен... (Гиндикин?)
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА - в Америке Гельфанд создал американский аналог ЗМШ. "Кажется от нее было больше толку,
чем от всех указов американского президента..."
Выступление в КИОТО - цитаты. Ум и мудрость. Важность неформализованного знания. Теперь все больше формализации,
она всего не может объять...
Кириллов - к сожалению его подход не в моде: надо тратить время на понимание основ,
а не просто манипулировать уже полученными результатами и получать новые.
Есть съемки Гельфанда.
Его подход: не взбираться на вершину, доказывая сложную теорему, а,
взобравшись на перевал, окинуть взором окрестности и понять, где надо строить мосты,
где туннели - как обустроить окрестности
Из рассказа Гельфанда: увлечение математикой - как это у него было в 13-16 лет, какие задачи он решал
(вот это память! - правда, метода решения одной задачи он не помнит)
Анекдоты от Гельфанда. Что такое аборт, спрашивает мальчик.
Родители ему стараются объяснить. "А где ты это слово встретил?" -
"Что-то ударилось о борт корабля..." Надо хорошо понимать, о чем разговор.
Для решения проблемы надо вылезти наружу, возвращаться к постановке задачи.
Вот мной услышанный когда-то пример этого. Зенитки на кораблях не сбивают самолетов,
поэтому их можно убрать -
но они самолеты отпугивают!!!!
Другие люди о Гельфанде.
Выработка языка - а уже потом логика. Логики нет, если ее не положишь сам,
если не дашь ей основания, не сделаешь фундамента для нее.
Язык подсказывает логику. Нужные понятия - язык - подсказывают решение проблемы.
Много работал в биологии, медицине. Математики постоянно имеют дело со структурами,
они могут структурировать знания.
Только захотят ли они это делать - гораздо безопаснее копаться уже в готовых структурах.
Работая в видео, я фактически структурирую... Есть реальные съемки,
и на них накидывается некоторая структура, их упорядочивающая.
Иногда говорят - режиссура, иногда говорят - сценарий. Это не художественные съемки,
когда ты эту структуру сам придумываешь -
тут ты ее выявляешь... И, конечно, можешь сделать это совершенно по-разному.
Кажется, Эйзенштейн учился математике...
На конференции были чисто математические доклады, биолого-медицинские. Вирусы - это как клетка, но он не синтезируют белок.
Они живут в других организмах,
влияя на их функции. Иммунитет борется с пришельцами, в некотором смысле не вирусы, а иммунитет губит человека - вирусов столько много,
что иммунитет с ними борется очень грубо.
Человек заговорил о формализмах не так давно - в математике это программа Гильберта, начало 20-го века.
Может быть, отделение церкви от государства
это один из первых шагов формализации общественной жизни. Сейчас формализм побеждает -
на языке XML хотят описать всю онтологию человеческого знания (см. предыдущий месяц Linked Open Data).
Из речи Гельфанда в Киото (приблизительно) - нужен новый язык глобализации, где есть место слову "совесть".
3 September 2013
Gelfand 100 - conference in Moscow/ In Russian/. Photo - flowers from Putivl