MY VIDEO-page - Моя видео-страница
1 октября 2014
РОЛАН БАРТ
Фото Юры Демченко.
Выдержки из ВИКИПЕДИИ.
В юношеские годы оформились две основные черты творчества Барта: левые политические взгляды и интерес к театру. В
1948-1950 годах он преподаёт в Бухаресте, где испытывает влияние семиотических идей А.-Ж. Греймаса.
Для реализации проекта тотальной критики буржуазной культуры Барт создал и фактически возглавил левую интеллектуальную
группировку в составе Ф. Соллерса, Ю. Кристевой и других - так называемая группа "Тель Кель".
На протяжении 1960-х годов Барт путешествует по США и Японии, где выступает с лекциями. В это время он опубликовал
свою самую знаменитую статью "Смерть автора" (1967), чье название часто используется как выражение сути его
философских взглядов. "Смерть автора" означает не конец авторства, а избавление современной словесности от диктата
однозначной авторской интерпретации смысла произведения. В 1971 году Барт являлся приглашенным профессором
университета в Женеве.
С 1970-х годов начинается наиболее оригинальный этап развития Барта - постструктуралистский. Постструктурализм
предлагает перенос внимания исследователя с моделирования языковых систем на анализ динамичного процесса
"означивания". В противоположность рационалистическому сциентизму, постструктурализм предполагает историзм.
Постструктуралистские установки Барта нашли свое выражение в работе "S/Z" (1970), которая представляет собой детальный
анализ новеллы Бальзака "Сарразин".
Там, где смерть автора, начинается письмо... Собственно, там начинается работа-разговор без дураков
Цитаты
Суммируем. Третий смысл иначе структурирует фильм, не подрывая повествовательности
(во всяком случае, у Эйзенштейна) , и, может быть, именно поэтому на его уровне,
и только на его, выступает наконец собственно "филъмическое" (filmique).
Фильмическое в фильме есть то, что не может быть описано, это представление, которое не может быть представлено.
Фильмическое может проявиться лишь там, где кончается язык и артикулированный метаязык.
Все, что можно сказать об "Иване Грозном" или "Потемкине", в равной мере могло бы основываться на письменном тексте
(который назывался бы "Иван Грозный" или "Броненосец "Потемкин"), исключение составлял бы открытый смысл;" я могу все
прокомментировать в Ефросинье, кроме тупости лица: Фильмическое заключено именно там, где артикулированная речь
становится приблизительной* и начинается иной язык .
Может быть, именно об этом ином тексте и думал Эйзенштейн, когда говорил, что фильм следует не просто смотреть и
слушать, но что нужно в него всматриваться и вслушиваться. Такое всматривание и вслушивание, естественно, не
подразумевает простую мобилизацию разума (требование мелкое и банальное), но подразумевает настоящую трансформацию
процесса чтения и его объекта, текста или фильма, великого вопроса нашего времени.
Вынужденное проступать вне цивилизации означаемого, фильмическое (несмотря на бесконечное число производимых в мире
фильмов) еще очень редко (несколько вспышек у Эйзенштейна, может быть, где-то еще?), оно настолько редко, что
позволяет утверждать: фильм, так же как и текст, еще не существует
1 October 2014
Roland Barthes (sorry - in Russian) . Jury Demchenko photo