MY VIDEO-page - Моя видео-страница
4 января 2014
Фото - Линово
АРТДОКФЕСТ. Видео как провокация. Созидающее видео
АНТОН ТУТ РЯДОМ, созидающее видео
Гимн видео камере в конце фильма. Перед ней раскрывается Антон, она позволяет режиссеру войти в его мир -
ведь сразу ОNLINE ты многого просто не видишь и не замечаешь.
Мать Антона перед смертью просила "Дайте мне посмотреть..." Созидающее видео, в отличие от разрушающего.
Антон аутист, официально такого диагноза в России нет. Человек, замкнутый в себе. Аутизм может,
как в случае с Антоном, внешне особо не проявляться. Только речь порой нечленораздельна, но
может быть моментами и вполне правильной. Все зависит от степени болезни.
"Каждый в некоторой степени аутист, " - как-то сказали мне. Мы уходим в себя, но можем вернуться, они -
нет. Для них самое важное - любовь. Мы можем пережить отсутствие любви,
они же погружаются в себя и могут вести себя согласно каким-то внутренним импульсам -
метаться из стороны в сторону, просто выть... То есть просто доводить до крайности то, что делают все.
Театр Ежи Гротовского или танцы Танаки - это оно и есть, максимальное выражение внутренних ощущений... Театр этого как раз и требует.
А БЫЛА ЛЮБОВЬ ...
Семья в небольшом российском городке. Перипетии судьбы - последствия советской системы?
ПОМОРЫ - люди, живущие на Белом море. "Уходили подальше от властей, обустраивались.
Потом приходила власть и требовала налогов, люди уходили дальше..."
"живем у моря, но семгу ловить нельзя. Но конечно ловим..." Дважды в сутки - большая вода, приливы, кое-где
достигающие 12 метров. На отмелях ставят сети, рыба приходит с водой, потом сети проверяют -
надо успеть до чаек...
КУСТУРИЦА - трагикомедия жизни. И Кустурица ее разыгрывает в кино и наяву.
Динамичный фильм - какие-то его рассуждения, высказывания о нем. сожженный родительский дом в Сараево -
"Я туда больше не приеду". Из Франции по телефону участвовал в начавшемся югославском конфликте.
"Говорили, что настоящий Кустурица воюет с автоматом, а не снимает фильмы".
"Я не тот, за кого меня принимали..."
ПОЛЕТ.
Две девочки спрыгнули с крыши многоэтажного дома где-то в российской глубинке.
И детям в школах говорили - нехорошо они сделали, у них матери, учителя...
А о самих девочках ни слова - чего они хотели, что им мешало, что их довело до самоубийства.
Фильм прослеживает несколько подростков из этого города на протяжении лета:
какие у них были проблемы в школе,
как они проводят лето, как они собираются решать свои проблемы сейчас.
И вывод неутешителен: все стали "умнее" - "Все равно ничего не поделаешь ..."
Время от времени говорят о детских проблемах взрослые люди - разные "депутаты", Чулпан Хаматова.
"Я шла в школу как в тюрьму..."
Немного от игрового фильма -
интервьюируемые "депутаты" сидят в кресле на зеленой лужайке и говорят.
И их главные высказывания появляются большими буквами рядом с ними на экране.
Поясняющий закадровый текст - тут он очень уместен.
ЛАМПА НАКАЛИВАНИЯ
Завод, изготавливающий такие лампы, теперь уже единственный в России. "Такие лампы нужны, их покупает
Белоруссия". "Как утилизировать новые лампы никто не знает..."
Очень хорошо показан сам завод, работа на нем. И музыка - классический легкий ритм и работающие станки,
лица людей, погруженных в работу, их обеденные разговоры. Просто замечательно! И всякий телебред про
нанотехнологии на фоне лиц рабочих, смотрящих это по телевизору. Похороны лампы накаливания на форуме
молодежи на Селигере: "Лампу Ильича хороним.. Ильич - он наверное эти лампы придумал. Как Менделеев -
таблицу Менделеева"
Эстонский фильм. Работники завода "Двигатель" получили когда-то землю под дачные участки.
Теперь их отдают рядом находящемуся аэропорту.
"Мы им не нужны..." Проблемы с гражданством. Фильм снят, как я понял,
по заказу чешских и эстонских организаций по правам человека.
Косаковский ДЕМОНСТРАЦИЯ. Несколько десятков испанских студентов (учащихся у Косаковского?)
снимали молодежную демонстрацию, кажется,
в Барселоне. А вечером в театре ДОН КИХОТ.
И музыка балета сопровождает кадры демонстрации и уличных беспорядков. В перерывах музыки -
старый испанец с антикапиталистическими плакатами. То он сидит или стоит на еще мирной площади,
то он в гуще демонстрантов, то разговаривает с кем-то. Я подумал - неужели возникнут сцены из балета...
Авторы воздержались, но явно этот вариант рассматривался...
Фильм о северной сельской жизни. Рассказы жителей села явно на камеру. Камера, провоцирующая детей,
пьяных мужиков - некий современный стиль съемок. Ставится неподвижно камера и запускаются люди в кадр -
как они себя поведут?
Взятие Новороссийска в 43 году, рассказ за кадром, фотографии, разговор с офицерами - какого там было...
ЗИМА, УХОДИ. О протестном движении - реальные съемки подготовки митингов, сами митинги. ПУСИ РАЙОТ -
Интервью с ними перед вторжением в Храм Христа Спасителя, кажется ВВС (это видео-провокация и есть),
Съемки их внутри Храма ….
Реальность разная - есть тягомотина жизни, есть какое-то ее движение. И мне именно движение интересно.
Хотя, конечно, в этой тягомотине движение и появляется...
Но именно всматриваясь пытаться найти это движение... А то можно вполне удовлетвориться тем, что есть.
Простые ситуации у Чехова, рассказы как бы ни о чем... Движение, может быть, скрыто в неизбывной тоске,
в ощущении, что это все неправильно.
Камера меняет мир - она может провоцировать
(реалити шоу), но может и помогать жить...В фильме Косаковского ДЕМОНСТРАЦИЯ пожилой испанец
кричит "Капитализм это убийца!" и бросается под милицейские машины.
И в толпе можно услышать выкрик: "Прекратите снимать, вы его провоцируете!"
То есть то, что снимается, не настоящее, а вызвано самой камерой. Таких примеров много.
И если после этого режиссер говорит о несуразности жизни, то ему можно ответить -
"Вы же сами такую жизнь и создаете!" То есть происходит то, что в некотором смысле вы хотите...
Особенно это ощущается в документальных фильмах, но снятых постановочно:
ставится свет, собеседника сажают перед камерой, и он чувствует, чего от него ждут...
Видео, провоцирующее людей ...
Но на что? В этом главный вопрос - что мы ищем и что мы провоцируем, опускаем мы или поднимаем человека, да
и зрителей тоже?
4 January 2014
Artdocfest - December 2013/ Documentary films as provocation(in Russian)/ Photo - Linovo village