MY VIDEO-page - Моя видео-страница
4 января 2014
Фото - Линово
Фильмы
Алексей Погребной, Тофик Шахвердиев. Милош. Документальность
Погребной - фильмы о людях экстремальной судьбы. В МосАрхиве показывали СЕЛЬСКИЙ ФОТОГРАФ и НЕЖНЫЙ ЖАНР.
Первый о колхозном конюхе, который дома фотографировал даже тогда, когда в село еще не провели света:
проявлял в темной яме, считая секунды в уме, при печати - уличный свет через окно вместо лампы.
Разъезжал по городам, покупал пластинки с классикой. Очень хорошие снимки жены, детей.
Снимал для себя, жена первый и единственный ценитель.
Как-то показал зашедшему знакомому - жена плача сожгла альбом...
Нежный жанр - человек из старообрядческой деревни уходит на пенсию и начинает маслом рисовать ню.
"Перед глазами до сих пор - купающиеся девки военных лет, а мужиков-то нет". Рисует и иконы.
"Никто ему благословения на это не давал" - это говорит священник. Комментарии жены художника -
забавные, но всегда уважительные...
Смотрел по интернету - фильм Погребного ПРОСТИТЕ, ЧТО ЖИВУ. Очень миловидная женщина и просто умница -
и родовая травма, очень короткие ноги. "Куда тебе рожать, ты брюхом по земле будешь волочиться" -
но она родила. Бесконечные мытарства - "Сделали новые ступени, не могу подняться..."
"У нас природоохранная зона, а тут рыли котлован, я легла под ковш экскаватора - остановила.
Теперь тут заказник..." "Село опустело, света не стало, а я тут поселилась.
Чтобы свет восстановить, говорят, запишись в фермеры. А какой из меня фермер?"
Шахвердиев - ДВА МАЛЬЧИКА, КОТОРЫЕ НЕ ПЬЮТ - современная русская деревня, где курят и пьют с малолетства.
Зарисовки, снятые за пару дней. Но разговоры - в основном с детьми. Монтаж реальности,
то что снято на скорую руку.
Хотелось ли приехать туда еще и продолжить?
В РЯЗАНИ ГРИБЫ С ГЛАЗАМИ - два рязанца. Дворник, учредивший литературную премию и фотограф Женя Каширин,
рассказывающий байки одна за другой.
Фильм, который раньше показывался на фестивале визуальной антропологии.
Африка, дети, вернувшиеся с войны, их вербовали насильно под угрозой смерти.
И рассказ о теперь уже молодых людях. Обрывки их рассказов и в основном закадровый голос антрополога,
которая объясняет ситуацию. Более того, она почти всегда в кадре, как будто бы без нее герои фильма
сделали бы какую-то оплошность. Фактически людских судеб - глубинных переживаний - там нет,
а есть почти беспристрастная констатация фактов. Когда-то я видел другой фильм,
о психологической трудности для этих людей войти в нормальную жизнь,
о трудности общества принять таких людей, детское прошлое которых может быть полным насилия и убийств.
Тут один герой говорит об этом, но уж очень спокойно
Не обязательные кадры - их не надо. Если это обычные кадры (например, поезд едет),
То, по крайней мере, визуально они должны быть хороши.
Милош - литовский фильм. Документальность
Милош - литовский фильм, очень длинный, 3 часа. Милош рассказывает сам,
фрагменты каких-то американских интервью. Разные люди о нем - американский профессор, его секретарша,
польские и литовские исследователи творчества Милоша.
О нем говорит Томас Венцлова -
похоже он был приверженец манихейства - все реальное, материальное - это зло, благо это духовность. Природа полна зла.
"Одиночество, сидел в этом кресле и один пил виски ...". " Моя жизнь проиграна ..."
"Для кого я здесь в Америке пишу? Для чаек,
которые кружат над морем...". "Нобелевская премия показала, что жизнь частного
человека все же может быть услышана" - так, кажется, выразился Томас Венцлова.
Письмо Иоанну Павлу II,
своему польскому Папе римскому. Интересно, что там было в письме, письма в интернете не нашел
Похоронен в Крипте заслуженных на Скалке,
там похоронены 13 деятелей польской культуры.
По большому счету два типа документальных фильмов. События и параллельно рассказы и наблюдения о событиях.
Так сказать видео ON LINE - репортаж
Может быть рассказ о свершившемся уже только за кадром - и ассоциативный видео ряд,
реального уже быть не может. Или может быть рассказ, где рассказчик так или иначе присутствует.
Он может совсем редко появляться в кадре.
А иногда хорошо, если надолго появляется - ведь это сам рассказчик!!!
Хорошо, когда рассказ сопровождается кадрами с самим рассказчиком - он что-то делает, просто ходит.
Но кадры "под голос" должны быть интересные -
вообще не должно быть проблемы с размещением визуально интересных кадров,
они почти везде будут уместны ...
Документальность
Фильмы Мелетина о Евтушенко - он смотрит хронику своих выступлений 70-х годов,
которая снималась ВГИКовскими студентами (может быть и Милетиным как оператором), и делает свои комментарии.
Наблюдения за естественными реакциями человека всегда интересны. Как он оценивает то время,
себя в то время - он уходит от ответа. Только сожалеет о "недоразумениях" с братьями поэтами-писателями.
Был еще один фильм Милетина, но в нем мало документального материала.
Я даже подумал о такой оценке документального кино - смотреть только на документальную часть, на то,
что остается, если убрать все "измышления" автора. Монтаж это не измышления, его убрать нельзя. Но убрать
все наносное - организованные автором побочные съемки. У Милетина - дети читают стихи, рисуют,
постоянная фигурка ангела над монастырем, стихи за кадром - это отсебятина. Посмотреть "сухой остаток" -
что остается в фильме документального. Конечно рисующие ангела дети и сам ангел над монастырем
могут быть очень даже уместны, если, например, за кадром звучит документальный рассказ ...
Часто говорят о драматургии - надо говорить не о ней, как о нечто наносном,
привнесенном, а о правде жизни...
Отсебятина хороша, когда подкреплена хорошим документальным материалом. Например, документальный рассказ
и ваши ассоциативные съемки. Или документальные съемки и ваша отсебятина - стихи, рассуждения
(Ромм ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ или ПУТИНА). Когда "вытягивается" художественность - это утомительно.
Конечно хорошо, когда документальные съемки и документальный рассказ -
но эти две документальности не должны спорить друг с другом, надо не терять фокус - главное ...
4 January 2014
Pogrebnoy, Shahverdijev/ Lithuanian film about Milosh (in Russian)/ Photo - Linovo village