MY VIDEO-page - Моя видео-страница
3 апреля 2014
Параджанов. Йорген Лет. Кинопоезд 2013
Фото - графика Лидии Тимошенко-Кибрик
Выставка Параджанова на Солянке, фильмы о нем, его фильмы
Его фильмам нужна некоторая преамбула, пояснение, по крайней мере, мне -
это повествование
изобразительными эпизодами, декоративными фрагментами. Особенно это видно в ЦВЕТЕ ГРАНАТА.
Первый фильм "Андрияш" - стихотворная сказка, Параджанов художник-постановщик.
Все искал его руку - кажется, находил...
Второй фильм - ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ. "У Тарковского все скупо, выверено. Это сухое шампанское, Брют.
У Параджанова все бьет через край - это глинтвейн."
Особенно эти слова относится к этому фильму. Каджый эпизод решен изобразительно очень своеобразно - ракурсы, композиция, декорации.
Длинные кадры, движущаяся камера,
порой беспорядочно движущаяся (на бегу).
Съемки через ветви, листву, траву - такие съемки только в этом фильме, дальше Параджанов их не использует.
Условности меньше, чем в следующих фильмах, но они уже есть. Обряды - но они по своей природе условны.
Иногда (редко) впечатление просто нарезки эпизодов - но очень изобразительных.
В других фильмах это просто становится нормой -
титры иногда отмечают такие эпизоды. Но повествование в этом фильме держится, его уже как бы и нет в ЦВЕТЕ ГРАНАТА.
Фильмы по кавказским мотивам - САЯТ НОВА, АШИ КЕРИБ, ЛЕГЕНДА о СУРАМСКОЙ КРЕПОСИМ
Все фильмы чем-то похожи - изобразительность давлеет над повествовательностью.
Параджанов упивается декоративностью - порой кадры просто напоминают его коллажи.
Часто крупные детали фресок, рисунков, книжных иллюстраций.
Интересен звук в фильмах - в САЯТ НОВА (Цвет граната) закадровый голос читает Библию и отрывки из текстов Саят Новы.
Конечно шумы и музыка. Звук как бы отдельно от изображения (даже когда разговор) - такое я уже где-то встречал.
Хорошо сделали выставку на Солянке:
на столе
кувшины, вазы, фрукты - как будто бы натюрморт сошел с его картины.
Глинтвейн не испортишь, если бросишь в него лишний фрукт -
Параджанову не важны детали, важна изобразительность: та же сцена вдруг может продолжаться уже с изменившимися декорациями.
Просто для него не в этом дело....
АШИК КЕРИБ видел раньше - но не понимал, не отделяя повествования от декоративности: ты ждешь повествования, а его нет.
Йорген Лет - ВОСКРЕСЕНЬЕ в АДУ.
Однодневная велосипедная гонка - механизмы гонки, разбросанные по фильму: судьи, зрители, тактические ходы спортсменов.
Условия самой гонки, кадры ее истории, когда велосипедисты буквально тонули в грязи, демонстрации и пикеты -
против фирм-организаторов гонки (увольняют рабочих). Ты погружаешься в атмосферу гонок, в ее механизм -
ведется подробный рассказ понимающего человека. Лет с детства интересовался гонками, все там знает и даже был
долгое время комментатором ТУР де ФРАНС. Финиш - Лет объясняет, что и как. Подиум, детали про рекламу (это же
никто не знает, что в контакте написано - выпить бутылку воды до конца!). Душевая, возбужденные лица - "Через неделю
эта же компания соберется на очередную гонку...". Начало фильма - долго чистят велосипед, приезжают лидеры гонки, массаж,
завтрак, пелетон перед стартом. Съемки с вертолета, с разных машин сопровождения, на промежуточных пунктах - больше 20 операторов.
Фильм полон деталей, которые создают впечатление, чуть ли не твоего участия в событии.
Вообще Лет знаменит и другими своими фильмами - то, что называется сейчас видео артом, перформансами.
СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК.
"Человек кушает. Кушает человек. Вот ухо.Ухо. А это рот. Челове идет. Человек падает. Человек спит."
И в заключение человек что-то бормочет. Фильм с чисто абстрактно-бесчувственных внешних символов, связанных с человеком.
В интернете смотрел ПЯТЬ ПРЕПЯТСТВИЙ - эксперимент Ларса Триера с Йоргеном Летом.
Ларс фон Триер ставит перед Летом разные задачи-препятствия: сделать римейк фильма СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК, но с разными ограничениями.
Например, все фрагменты фильма длиной не более 12 кадров, или сделать мультфильм, или сделать
современный вариант СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА...
Или такой вариант препятствия - погрузить человека в среду,
которая вроде бы не может оставлять этого человека безучастной (самое убогое место на земле).
Но в этом случае Лет ставит полупрозрачную ширму -
она отделяет реальный мир от безучастного символического.
Мне кажется получилось пугающая своей прямотой метафора отношения "цивилизованного мира" ко всему остальному:
изысканно одетый человек смакует еду, что-то неразборчиво бормоча о своих проблемах.
Реальный мир - за полупрозрачной ширмой.
Антропологическое кино - кино о человеке, но не о себе - о другом человеке, не о себе.
Толстой писал "Заботиться надо о других, не о себе:
в заботе о других ты знаешь предел, в заботе о себе самом предела у тебя нет...".
То же самое в рассказе о себе и о другом:
в рассказе о другом ты знаешь, где остановиться, потроша самого себя ты не остановишься уже никогда.
Вытаскивать наружу свои страсти - это в какой-то степени их распалять.
Фильм ЗИМА, кинопоезд 2013 года - наследие кинопоезда Медведкина. Фильм посвящен Крису Маркеру, показ в ДОМЕ КИНО.
Несколько видеосюжетов, снятых иностранными режиссерами,
поездившими по России зимой. Особо интересные два - ВОДКА и ЖЕНЩИНЫ.
Рассказы в основном за кадром - это теперь часто встречается. И умение создать видео ряд -
лучше абстрактный, ассоциативный, может быть связанный с рассказом, но не непосрественно.
3 April 2014
Sergey Paradjanov/ Jorgen Let/ Winter/ Photo - graphics of Lidija Timoshenko