MY VIDEO-page - Моя видео-страница
3 июня 2014
CDKINO.ru: ЖАН РУШ
Фото - 9 мая в Парке Горького.
Флаэрти - реконструкция действительности. Он долго жил среди эскимосов, потом это все снимал: говорили, что
в поселке все женщины переругались за право сняться женой Нанука (Нанук с севера)
ЯГУАР - трое африканцев из своего поселка идут на заработки на Золотой Берег. Их путешествие, пересечение границы,
жизнь в Аккре, работа там, возвращение. Три вставки авторского текста - поясняющего ситуацию и немного ироничного.
И комментарии участников этого похода. Спонтанные комментарии, рассказывающие обо всем, что в кадре. Какие-то обобщения,
взгляд африканцев на европейцев. Естественный звук есть, но мало - РУШ совершенно не заботится о синхронизации -
вначале и Эйзенштейн говорил, что синхронизация звука и изображения не нужна.
РУШ родился в 1917, был строителем - в 1941 строил дороги и мосты во французской Африке, потом участвовал в сопротивлении во Франции.
После войны выучился на антрополога, первым начал применять видео-фиксацию. Заметил, что камера провоцирует даже
ритуальный транс - фильм БЕЗУМНЫЕ ГОСПОДА, который запрещали в Англии. Его часто запрещали, часто награждали, обвиняли
в расизме. С фильмом Якопетти что-то общее есть. Смотря фильм Ягуар, я поймал себя на мысли,
что у автора какое-то покровительственное отношение к африканцам. Он это прикрывает легкой иронией -
можно позволить им подурачиться, чего с них взять.... "У нас, русских, такого легкого фильма не получилось,
все сделали бы слишком серьезно..." Легкое французское отношение к жизни, у Якопетти оно мрачное.
Но тут есть поток реальности, а не просто наблюдения. Фильм захватывает. Что главное в фильме - герой, режиссер, сценарий?
Кстати, говорили, как Руш организовывал съемку. Это тоже в некотором смысле реконструкция события (уход на заработки, переход границы и т.д.), но с большой степенью неопределенности. Задаем вектор события, а дальше глядим,
что получается и снимаем. Когда надо - вмешиваемся, что-то подправляем и опять наблюдаем.
У Флаэрти, наверное, просто отработка уже известных ему эпизодов жизни Нанука. Эстетика "реальности" требовала новой техники,
которая и появилась в 60-е годы - легкие подвижные бесшумные камеры, запись синхронного звука
(что Руш не очень-то использовал).
Якопетти снимал Африку в 62-м году, этот фильм Руша - 67-й. У Якопетти монтаж аттракционов, порой очень жестоких. Руш
тоже не избегает "сильных" сцен.
Но главное в кино - особенно документальном - Zeitgheist, дух времени, который создается и информацией, и визуальным рядом,
и звуком.
Такой прием - комментирование изобразительного ряда - мне очень кстати.
Буквально за пару часов до этого фильма я монтировал именно эту ситуацию.
Руш - зачинатель кинематографии в тех местах: люди, которых он снимал, спустя годы
стали кинематографистами.
Вот текст, написанный по поводу другого автора и другого фильма, но, кажется, может быть приложим к Рушу
(это то же время и то же стремления режиссера).
Текст из рецензии на фильм "Прощание с прошлым / Abschied von Gestern", Александр Клюге, ФРГ, 1966.
Many films of this era abandoned the classic ways of making films ...achieved to capture life in a very honest way.
But I feel soon this achievement got corrupted, became a concept and lost its way and awareness.
It led to films that broke all the typical rules of
filmmaking and spoke of certain societies and real socio-political situations,
but, in my humble opinion, I believe they failed to capture
life despite of how spontaneous and realistic they tried to be.
They created "rules" from their own anti-rules approach and
I feel there was just too much ego and ambition in all this.
"Я чувствую, что в этом всем слишком много амбиций и своего ЭГО". Это ЭГО чувствуется у РУША.
3 June 2014
CDKINO.ru: Jean Roushe
(in Russian)/ Photo taken on 9-th May in Gorky park