MY VIDEO-page - Моя видео-страница
5 сентября 2015
Сьюзен Зонтаг - фотография, Часть 2
Фото - керамика Оли Скубченко
Зонтаг Сьюзен - Книга: "О Фотографии"
http://www.litmir.co/br/?b=156137&p=13
Обильные Цитаты с продолжением. Фотография в обще- культурном контексте, в основном -
американском.
В мире, который на глазах превращается в один большой карьер, собиратель оказывается человеком, занятым благочестивой работой
спасения.
Исторические перемены все ускоряются, и прошлое сделалось самой сюрреальной темой, что позволяет, по словам Беньямина, находить
новую красоту в исчезающем. Фотографы с самого начала не только принялись регистрировать исчезающий мир, но и бывали
использованы теми, кто это исчезновение ускорял.
"Глубочайшее желание коллекционера, жадно приобретающего новые вещи, - обновить старый мир", - писал Беньямин. Но старый мир
нельзя обновить - и уж подавно цитатами. В этом и заключается грустная, донкихотская сторона фотографического предприятия.
В принципе фотография подчиняется сюрреалистическому императиву бескомпромиссного уравнивания в правах всех предметов.
("Реально" все.)
Унылые фабричные здания и улочки, завешенные афишами, в глазу камеры выглядят так же красиво, как церкви и пасторальные пейзажи.
На современный вкус - красивее. Вспомним, что именно Бретон и другие сюрреалисты провозгласили лавку подержанных вещей храмом
авангардистского вкуса, а походы на блошиный рынок возвели в ранг эстетического паломничества.
Люди, увидевшие что-то красивое, часто сожалеют, что не смогли его сфотографировать. Роль камеры в приукрашивании мира была
настолько успешна, что стандарты прекрасного стала задавать фотография, а не сам мир. Хозяева, гордые своим домом, вполне могут
вынуть его фотографии и показать гостям, до чего он на самом деле красив.
Два варианта одного и того же портрета - с ретушью и без ретуши, - показанные на парижской Всемирной выставке 1855 года (второй
всемирной выставке и первой, где была представлена фотография), поразили публику. Известие, что камера умеет лгать, умножила
число желающих сфотографироваться.
В фотографии значение лжи гораздо важнее, чем в живописи, потому что ее изображения претендуют на правдивость в гораздо большей
степени, чем живописные. Фальшивая картина (то есть ложно атрибутированная) фальсифицирует историю искусства. Фальшивая
фотография (ретушированная, или подвергнутая иным манипуляциям, или снабженная ложной подписью) фальсифицирует реальность.
"Мне думается, - заявил в 1901 году Золя, выдающийся идеолог литературного реализма, после 15 лет занятий фотографией, - вы не
можете утверждать, будто что-то действительно видели, пока вы это не сфотографировали" (я это высказывание знал, но не знал ,
что это Золя)
Изобретение фотографии приветствовали, поскольку она облегчала труд непрекращающегося накопления информации и чувственных
впечатлений. В своей книге фотографий "Карандаш природы" (1844-1846) Фокс Талбот рассказывает, что идея фотографии осенила его в
1833 году во время путешествия по Италии, которое полагалось совершить каждому англичанину, получившему приличное наследство
Прекрасным стало то, чего не видит (или не может увидеть) глаз: такое дробящее, смещенное видение могла обеспечить только
камера.
В 1915 году Пол Стрэнд сделал снимок, который он назвал "Абстрактные узоры из ваз". В 1917 году он стал снимать крупным планом
машинные формы, а в 1920-х - крупным планом - природные.
Камеры не просто позволили постичь больше через зрение (с помощью микрофотографии и телескопической съемки). Они изменили само
зрение,
Стремление многих профессиональных фотографов делать что-то отличное от регистрации реальности было явным знаком мощного
встречного влияния живописи на фотографию.
Фотографы считали, что решают задачу, поставленную Блейком: очистить чувства, "открыть людям живой мир вокруг них, - как
характеризовал свою работу Уэстон, - показать им то, что упустили из виду их невидящие глаза".
"Прежние идеалы рушатся со всех сторон, и точное, бескомпромиссное зрение камеры является - и станет в еще большей степени -
мировой силой в переоценке жизни".
Уэстон называет фотографию средством саморазвития, способом узнать себя и отождествить со всеми проявлениями основных форм - с
природой, их источником.
Дизайнеров Баухауса завораживала красота форм в научной и промышленной фотографии. И, в самом деле, камере редко когда удавалось
запечатлеть объекты, формально более интересные, чем те, которые получаются у металлургов и кристаллографов. Но подход Баухауса
к фотографии не получил широкого распространения. Теперь никто не считает образцом красоты научные микрофотографии. В главной
фотографической традиции для красоты необходим след человеческого решения: только тогда фотография будет хорошей и будет неким
комментарием.
Делая экзотику близкой, а знакомое и обыденное экзотикой, фотография превращает весь мир в объект оценки.
Какое бы нравственное значение ни признавали за фотографией, главный ее эффект - превращение мира в универсальный магазин или
музей без стен, где каждый сюжет низводится до предмета потребления и перемещается в область эстетического.
Желание фотографировать в принципе неразборчиво, потому что занятие фотографией крепко связано теперь с идеей, что все на свете
можно сделать интересным с помощью фотокамеры.
Опора фотографии на мир с ее бесконечным производством заметок о действительности приводит всё к общему знаменателю. Фотография
одинаково всё уравнивает - и когда репортерствует, и когда открывает прекрасные формы. Показывая вещность человеческих существ
и человечность вещей, она превращает мир в тавтологию. Когда Картье-Брессон посещает Китай, он показывает, что в Китае есть
люди и что эти люди - китайцы.
К фотографиям часто обращаются как к средству, способствующему пониманию и терпимости. На гуманистическом жаргоне высшее
призвание фотографии - объяснить человеку человека. Но фотографии не объясняют, они подтверждают существование.
"Фотоснимок - это секрет секрете, - заметила Диана Арбус. - Чем больше он говорит вам, тем меньше вы понимаете".
Понимание, которое дает фотография, иллюзорно, на самом деле она рождает приобретательское отношение к миру, способствующее
эстетическому его восприятию и эмоциональному отчуждению.
Сила фотографии в том, что она позволяет внимательно рассмотреть мгновение, которое немедленно смывалось бы потоком времени.
Это замораживание времени - дерзкая, резкая остановка - приводит к более широким канонам красоты. Но истины, которые можно
извлечь из вырванного мгновения, пусть знаменательного или "решительного", дают очень мало для подлинного понимания. Вопреки
гуманистическим доводам в пользу фотографии, способность камеры превратить действительность в Прекрасное проистекает из ее
относительной слабости в передаче правды.
Как всякое раздувающееся предприятие, фотография побуждала своих ведущих деятелей снова и снова объяснять, что они делают и
почему это ценно.
Живопись, конечно, не умерла в 1839 году, вопреки поспешному предсказанию одного французского художника; придиры перестали
осуждать фотографию за рабское копирование, а в 1854 году Делакруа великодушно объявил, как глубоко он сожалеет о том, что
такое чудесное изобретение родилось так поздно.
Подозрительная легкость, с какой делаются фотографии, их гарантированная, пусть даже непредумышленная, убедительность
указывают на весьма услов
ную связь со знанием. Никто не станет отрицать, что фотография колоссально увеличила когнитивные возможности зрения, благодаря
крупным планам и телесъемке расширив область видимого. Но насчет того, лучше ли будет понят с помощью фотографии объект,
доступный невооруженному глазу, и насколько основательно людям надо знать то, что они фотографируют, дабы получился хороший
снимок, - на этот счет согласия нет.
Картье-Брессон уподобил себя дзен-буддистскому лучнику, который должен статьмишенью, чтобы в нее попасть. "Думать надо до и по
сле, - говорит он,-только не во время съемки". Считается, что мысль затуманивает прозрачность сознания фотографа и нарушает
автономию фотографируемого объекта.
"Фотография не случайность, она концепт, - утверждает Ансел Адаме. - Пулеметный подход к фотографии, когда делают много
негативов в надежде, что один окажется хорошим, - смертелен для серьезного результата". По общему мнению, чтобы сделать хороший
снимок, его надо видеть заранее.
И хотя фотографы не любят говорить об этом, большинство из них всегда питали почти суеверную надежду - и не без оснований - на
счастливый случай.
Фотография, как и другие современные формы самовыражения, совмещает в себе оба традиционных способа противопоставить личность
миру. Либо в ней видят активное проявление особливого "я", бесприютного индивида, потерявшегося в огромном мире, - овладение
реальностью путем его быстрой визуальной антологизации. Либо в фотографии видят средство для того, чтобы найти свое место в мире
(тоже громадном и чуждом), озирая его беспристрастно, отбросив обременительные претензии самости.
Программа реализма фотографии подразумевает одно: убеждение, что реальность скрыта. Раз скрыта, ее надо обнажить. Все, что
фиксирует камера, есть раскрытие - будь то неуловимые, мимолетные фазы движения, порядок которого не способен обнаружить
невооруженный глаз, или "усиленная реальность" (выражение Мохой-Надя), или просто эллиптический способ видения. То, что Стиглиц
описывает как
"терпеливое ожидание момента равновесия", так же предполагает сокровенность реального, как ожидание момента, выдающего
неравновесие, у Роберта Франка, который стремился поймать реальность врасплох, в "промежуточные моменты" - по его выражению.
Требуется агрессивное отношение ко всем сюжетам. Вооруженные своими машинами, фотографы должны атаковать действительность,
которая представляется непокорной, лишь обманчиво доступной, нереальной. "Для меня фотографии обладают реальностью, которой
лишены люди, - провозгласил Аведон.
Картье-Брессон и Аведон принадлежат к числу немногих, кто честно (хоть и с сожалением) говорил об эксплуататорском аспекте
деятельности фотографа. Обычно же фотографы считают необходимым доказывать невинность фотографии и утверждают, что хищническое
отношение несовместимо с хорошим результатом, надеясь, что более позитивный лексикон сам по себе подтвердит их правоту.
Фотография - это парадигма неопределенной связи между личностью и миром: ее вариант идеологии реализма иногда диктует
самоустранение "я" в отношениях с миром, а иногда агрессивное отношение к миру, выдвигающее "я" на первый план. То одну сторону
этой связи, то другую постоянно открывают заново и отстаивают.
Камера - на самом деле устройство "быстрого зрения", как сказал в 1918 году убежденный модернист Алвин Лэнгдон Коберн, вторя
футуристским прославлениям машины и скорости.
Даже в XIX веке, когда считалось, что фотографию надо защищать как изобразительное искусство, линия защиты была отнюдь не
постоянной. За утверждением Джулии Маргарет Камерон, что фотография - искусство, поскольку она, как живопись, ищет прекрасное,
последовал оскаруайлдовский тезис Генри Робинсона, что фотография - искусство, поскольку она может лгать. В начале XX века Алвин
Лэнгдон Коберн назвал фотографию "самым современным из искусств", потому что она - быстрый и объективный способ видения.
"умелый фотограф может хорошо сфотографировать что угодно".
МОИ СООБРАЖЕНИЯ +++++++++++++++++++++++
Свет, который экспонировал пленку, касался и самого человека. Вы получаете кусочек "с того света", как бы сообщение от предмета,
который снят на фотографии.
Смотря на картину, мы получаем сообщение от художнику, художник там главный. В фотографии главный все же объект съемки, если
специально не предпринимать усилий - например поставить какую-то вычурную композицию и пр.
Мне кажется видео может гораздо глубже касаться человека, чем фотография. Может касаться, если именно такую задачу ставить, а
не задачу манипулирования.
Некоторые люди суеверно боятся видео - как раз из-за
возможности манипуляции. В видео возможности манипулирования больше,
чем в фотографии.
Фотография это символ, в ней гораздо больше привнесенного, как и в
художественном портрете
Зонтаг рассказывает на примерах фотографов о многом: о значении текста для фотографии, влияние фотографии на современные
искусство и наоборот, быстрая изменчивость техники и приемов фотографии, американская утилизация-применение фотографий (туризм
на Дикий Запад, в 1870-е годы).
5 September 2015
Susen Sontag part 2 - extracts from her book on photography (sorry - in Russian) Photo - ceramics: Olga Skubchenko