MY VIDEO-page - Моя видео-страница
Видео этюды на youtube Песни хоть тресни
9 лет - ума нет 90-летие Лукерьи
1 апреля 2016
Этнокино :уплотнение времени. БЕСЕДЫ с СОСЕДОМ
Фото - мозаика Буха
Очень интересные записи тверского рожечника 1999 года. Мастер на все руки,
играет на рожке, балалайке, гармошке. "Прихожу в магазин - дают бутылку. - За
что? - спрашиваю. Вчера хорошо играл, нам здесь было слышно."
Сюжеты - 1) поход в лес, дерем лыко для рожка, делаем гудок, 2) рассказы о
жизни и войне, 3)сворачивается рожок. Предыдущий раз это же человек играл на
балалайке.
Материал потрясающий, Игра на инструментах как лейтмотив рассказам - все в
параллель, Пока все разбито на фильмы по отдельным темам - мне кажется от этого
проигрывает каждый фильм. То есть идея довлеет - а надо бы показать, чтобы было
понятно и интересно, не насилуя человека. Похоже, таких записей у него много -
молодец. Работа с рассказом -не обязательно последовательный рассказ - сначала
можно заинтересовать - может быть концом рассказа. Когда ты разговариваешь -
это одно, когда смотришь фильм - это другое, внимание совсем другое. Фильм
спрессовывает время, документальный - продлевает и спрессовывает
К этому материалу - те места (деревня) сейчас, воспоминания о мастере,
фотографии старые - не пустые, а по существу, как в Линово. Кажется мне в
Линово с фотографиями крупно повезло, и с надписями на их оборотах. Это не
просто иллюстрация, это очень сильное дополнение к рассказам. Рассказы самого
Горшкова - как приезжал первый раз, записи аудио с того первого раза. Нюансы -
просто перечисление немецких самолетов может быть крайне хорошо, это много
говорит о времени. Из таких разговоров самые живые моменты надо вытаскивать.
Разговоры о том, что камера влияет на снимаемую ситуацию: люди работаю на
камеру. Но это совсем не всегда, они приучаются к камере, как к вкопанному
столбу. Интереснее, кажется, другой вопрос: как воспринимается ситуация, когда
снимаешь, и как она воспринимается, когда смотришь. Почему нужно (?) уплотнять
время при монтаже. Самой съемкой время продлевается - отголосок одного времени
звучит в другом времени.
Съемка - как тяжелая работа? Видел телевизионную съемку у Лукерьи Андреевны -
установка света, работа со звуком, подготовка "естественной" ситуации - это
съемка как работа тяжелая и, кажется, нудная. Ситуация сама изменяется,
ситуация корежится, ее даже преднамеренно корежат. А если ты с кем-нибудь
говоришь, и по ходу разговора поправляешь свой воротник - вряд ли это повлияет
на ситуацию. С современной маленькой камерой ты можешь сосредоточится на
ситуации, быть в ней, а камера как галстук, который ты время от времени
поправляешь. Кстати в галстуке может и быть камера, но это уже что-то
шпионское.
Уплотнение времени - кажется оно нужно потому, что ты, смотря записи,
находишься в другом поле, в другом окружении. Лес это одно, а зрительный зал
это другое, время там и тут бежит по-разному. Говорят о народной песне на сцене
- там она существует по-другому, чем в селе (Захарченко!!!). В лесу или в селе
ты участник ситуации, в зале ты наблюдатель. В селе ты знаешь о ситуации
гораздо больше, чем ты фиксируешь - ты видел этих людей раньше, ты слышал от
них что-то другое, ты набрался разных других впечатлений. И это, кстати, ты
можешь зрителю и показать, то есть человек поет, а ты можешь показать,
например, каким он был вчера, что он тебе сказал, какая просто была погода
вчера..... Это все монтаж - уплотнение времени
Этот фильм тоже о монтаже: 2 марта 19-30 клуб Микоши, БЕСЕДЫ с СОСЕДОМ.
Замечательный человек: детство в деревне, дед, скрывающийся в деревне от своего
дореволюционного прошлого, работа на оборонку и командировки в ГДР, Польшу,
Индию. И незатейливый рассказ, рассуждения о жизни, о людских взаимоотношениях.
"Не знаю, почему семья сына с нами живет - у них есть квартира рядом." "Нельзя
насильно переламывать человека". Затруднения с выражением мысли, не те слова -
и от этого рассказ только выигрывает: это настоящее, живой рассказ интересного
человека, много видевшего и пережившего
Если не показывать никаких сопровождающих его историю материалов было дело
принципа - то мне кажется это зря. Хотелось увидеть что-то из того, о чем он
рассказывает. Не перегруженное, не общие кадры кинохроники, которыми любят
пользоваться, а конкретные - его. В начале и в конце фильма есть немного
природы. Лейтмотив между рассказами - трамвай, идущий по сельской местности
(как в КОНОТОПЕ!), который рассказчик так любит. Я вспомнил фотографии из
Линово - с их надписями на обратной стороне - кажется очень уместны. Это
реальность, то самое окружение, в котором они живут - то есть жили, раз
фотографии старые.
1 April 2016
Etnographic films (in Russian) Photo - Buch mosaic