Земля в иллюминаторе.Ганарин-Титов.Благов

Space - Titov - Gagarin



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

6 октября 2020

Земля в иллюминаторе.Ганарин-Титов.Благов
Фото - негативы 1945 года
https://www.ugatu.su/media/uploads/MainSite/News/2020/08-31/programma_chteniy.pdf

конф Титова
федерация космонавтики 2020 1 чтения посвященные г.с.Титову
Земля в иллюминаторе ++++ Земля в иллюминаторе +++ Земля в иллюминаторе ++++++++

Ганарин-Титов на Государственной комиссии 13.04.61 г.и ...
Гагарин --- ВОПРОСЫ к тов. Ю.А. ГАГАРИНУ.
И человек, по моему мнению, может находиться длительное время. Мне кажется, сутки выдержит.
Вопрос: Вопрос в отношении ручного управления. Как Вы, как пилот-космонавт, оцениваете: была бы у Вас возможность вручную справиться, я имею в виду не моральный фактор, а приборы?
Ответ: Я считаю, что справлюсь с ручным управлением и вполне мог бы произвести спуск. Исходя из чего? Самочувствие мое было очень хорошее, сознание хорошее, реакция хорошая, работоспособность организма в это время была также хорошей, органы управления кораблём действовали хорошо, схемы отработаны хорошо и при управлении работали хорошо, ориентация по "взору" осуществляется, я считаю, что можно очень надежно осуществить эту ориентацию

++++++Американцы именно делали упор на работе человека - на ручном управлении

+++Вопрос: А если бы у Вас был фотоаппарат, Вы бы смогли сфотографировать?
Ответ: Вполне мог бы заснять, если бы цветная пленка была, вот этот голубой ореол вокруг Земли можно было заснять, потом при выходе из тени оранжевый цвет, очень красивый, поворот Земли, когда работала 3-я ступень и дальше, очень наглядные фотографии были бы. На Земле таких цветов не удавалось наблюдать.
Вопрос: А в отношении яркой окраски?

Ответ: Мне показалась только серой водная поверхность, а поверхность Земли обычная, лес видно зеленым, как тайга.
Вопрос: Как Вы прикидываете, какие минимальные размеры предметов Вы надежно можете различить своим глазом без прибора, без фотографий - смотришь и видишь: вот дорога идет, видно ее, а тропинку не видно, идет поезд, видно, а автомобиль, например, не видно?

Ответ: Ну, поездов я не видел, автомобилей тоже. Но вот, реки и притоки рек видно. Обычные пашни, они видны как квадраты, вспаханные или невспаханные. Это видно было с высоты, когда работала третья ступень и конец третьей ступени.
Вопрос: Вот Вы летите над городом, можно нарисовать схему улиц?

Ответ: Над городами я не пролетал, и таких, наверное, городов не было. Мне кажется, что предметы размером метров в сто можно наблюдать. Вот острова, потом притоки этих рек больших, они, по-моему, не так большие эти притоки, а их видно хорошо.

Ответы Титова на Госкомиссии
Их тщательно готовил к длительному полету академик В.В.Парин, внесший большой вклад в развитие Института медико-биологических проблем. чувствовал он себя неважно, состояние было близкое к укачиванию, с легким головокружением и поташниванием. Есть не мог, хотя были запланировали обед из 3-х блюд (в тюбиках) и ужин. Однако все задания продолжал выполнять отлично, вестибулярные пробы (рисунки) получались хорошо. После 12-го витка стало легче, а перед финишем все пришло в норму. Решили, что докладывать надо всю правду. После полета Титова была пересмотрена программа тренировок вестибулярного аппарата. Но хорошее самочувствие к концу полета космонавта №2 давало надежду на успех многосуточных полетов, что подтвердилось в будущем.

Титов: Я доложил, что самочувствие отличное и ложусь спать. В это время попало солнце в правый иллюминатор, очень яркое. я сразу звзял акрыл иллюминатор. и вот тут начались неприятности, начались самые обычные расстройства вестибулярного аппарата, которые называются морской болезнью. Меня начало подташнивать, я достал гигиенический пакет. После этого я уснул и просыпался на витках. Я просыпался и смртрел; был 10 виток у меня на счетчике, просто такое сонное состояние. Описывает то, что видел в иллюминатор - ...Снег и облачность определить легко - облако дает тень!!! Плохо, очень плохо мне не было в течении всего полета. вообще-то я чувствовал себя неплохо. Но какое-то угнетающее состояние было. Облака сами дают тень и такая пестрота, что очень трудно разглядеть. Спуск - чувствую - рот у меня куда то расползся и слезы и глаз потекли.... И вот тут начались неприятности (при призеслении с парашютом) Самое интересное - о приземлении. --Женщина в крови вся - ехал залез в шар, взял киноаппарат, кассеты...

+++++ Это все крайне интересно -- живое впечатление!!!++++

После медицинских обследований и обобщения данных академик Парин посвятил специальную статью практическим проблемам полета человека в космосе в медико-биологическом аспекте. 11 октября 1961 года Академия наук СССР и общество "Знание" организовали встречу ученых с первыми летчиками-космонавтами СССР Ю.Гагариным и Г.Титовым. Подводились итоги первых полетов, намечались следующие. Штурм космоса продолжался.

Благов статья - https://vk.com/@klionika-viktor-blagov-v-kosmose-zdorovyi-duh
https://vk.com/@klionika-viktor-blagov-v-kosmose-zdorovyi-duh

Благов
- Центр управления полётами - ЦУП - такой, каким мы его знаем сегодня, тоже ведь создавался под программу "Союз" - "Аполлон"?
- Да, до этого мы работали в Центре управления полётами в Евпатории. Это был Центр с солидным опытом управления: "Союзы", станции "Салют", лунная программа Л-1, Л-3. Кроме того, в ЦНИИМаш уже был построен зал для руководства отрасли. Туда ставились самые современные ЭВМ, средства отображения - денег на это не жалели. Но этот центр еще не назывался ЦУПом, он назывался КВЦ (Координационно-вычислительный центр) и управлять полетом не мог. Мы написали техническое задание на переоборудование КВЦ

Таким образом, командно-измерительный комплекс, который снабжал ЦУП всеми видами информации в реальном времени, был завязан на Калининград. Он размещался по всей территории СССР: двенадцать наземных станций плюс четыре корабля, которые были расставлены в Атлантике. Там где проходили "глухие" витки, эти корабли тоже могли передавать нам информацию через спутник. Вот такая современная система обмена информацией КИК - ЦУП была создана! И эти средства, в целом, работают до сих пор.

Конечно, ни у американцев, ни у нас не было мыслей управлять кораблем партнёра. В итоге решили, что каждая сторона будет управлять своим кораблем, согласовывая с партнёром свои действия. Важнейшим здесь было отладить сам процесс согласования действий двух Центров управления, ведь такая схема использовалась впервые, когда Центры территориально размещены в разных странах - один в Советском Союзе, второй - в Америке, на другой стороне земного шара. Такая схема была организована, отлажена на многочисленных тренировках, в полете сработала блестяще и до сих пор работает. Было введено понятие "головного ЦУПа" - это тот, который проводит активную операцию. Его роль может передаваться от одного ЦУПа другому. К примеру, при первой стыковке, 17 июля, когда активным узлом был узел корабля "Аполлон", головным Центром управления полётом в этот момент был Хьюстон. При повторной стыковке, когда активным был узел "Союза", роль головного исполнял наш ЦУП. Кроме того, было прописано ещё одно правило: в случае нештатной ситуации решение принимает тот руководитель полёта, на чьём корабле возникла проблема. Тогда, в 1975-м, это, слава Богу, не понадобилось, а в последующих совместных полётах на станции "Мир" мы несколько раз принимали такое решение - и после этого разбирались на более высоком уровне, в комитетах наблюдения.

Перед подписью соглашения американцы уговорили нас оригиналом считать английскую версию, а наша, русская, была как бы приложением. Но это момент, я считаю, не принципиальный

Но у американцев мы кое-чему в части структуры документации научились. Например, если не получилась первая стыковка, что делать?

уровень открытости был для того времени беспрецедентный. Вдумайтесь, впервые допустили американцев - специалистов, журналистов и разведчиков, которыми эти группы были, конечно, разбавлены - на секретное предприятие, в ЦНИИмаш! Примерно по такой же схеме было организовано сотрудничество и в США. Не во все помещения ЦУПа пускали наших специалистов, на фирму "Боинг" можно было попасть только в сопровождении их сотрудника и только в комнату совещания Кроме того, ЭПАС заранее анонсировался, чего раньше никогда не делали: раньше обо всех стартах, удачах и неудачах народ узнавал уже постфактум. А тут заранее были объявлены цели проекта, даты, фамилии экипажей и руководителей полёта, для установления контакта нам разрешили вместе обедать - и здесь, и в Хьюстоне, а потом совместные неофициальные встречи. Директор проекта Бушуев и еще ряд специалистов могли пригласить в гости своего партнёра. В Хьюстоне тоже только определенный контингент наших коллег приглашали нас в семьи, на неофициальные мероприятия. - Разница в уровне жизни бросалась в глаза?

- Безусловно, был разный уровень зарплаты. Одежда американцев была получше нашей, жильё, автомобили. Но я бы не сказал, что они "катались как сыр в масле" - высокие налоги, выплаты по кредитам съедали большую часть их доходов. Но я вам так скажу: разницы в уровне научных достижений, творческой мысли - её не было! Во время самых первых встреч я и мои коллеги испытывали некий мандраж: беспокоились, вдруг американский специалист забьёт нас своим интеллектом, более широкими, более глубокими знаниями?! Но мандраж этот очень быстро прошёл. Оказалось, что с их стороны невозможно было нас подавить своим интеллектом, скорее, наоборот! У нас просто разный подход к работе.

У американцев, скажем, есть проблема: система поглощения углекислого газа на борту. В эту систему входит четыре прибора. По одному прибору один человек "рубит", по другому - другой. А наш человек - один! - понимает всю эту систему, да ещё и систему выделения кислорода, потому что у нас используется система регенерации воздуха, что серьезно экономит нам веса и объёмы. Чувствуете разницу в подходах? Но в работе с документацией нам действительно было, чему поучиться Знаете, даже ведение совместной документации - это колоссальный интеллектуальный продукт отмечу, например, идею андрогинного стыковочного узла, изготовленного на "Энергии".

Американцы использовали гидравлические принципы, более сложные и менее надежные. Это они признали, отказались от гидравлики и теперь тоже используют механику. И в ГОСТ, который в 2014 году создан для всех стран, желающих заниматься стыковкой в космосе, всё это вошло. Все страны будут использовать узлы своего производства, но они будут совместимы - и это тоже один из итогов полёта "Союза" и "Аполлона". Вооружения, конечно, тоже двигают технологии вперед, но используются они не для гуманных целей, таких, от которых душок нехороший. А в космосе - здоровый дух!

Ни военная, ни медицинская, ни авиастроительная - именно космическая отрасль стала тогда единственной, способной пробить этот лёд. Принципы, которые были тогда заложены, используются в работе МКС - и в создании совместных систем, и в управлении полётами. Да, технологии усовершенствовались, но основа взята из ЭПАС.
Вы работали над разными космическими программами, начиная с полёта Гагарина. Какую считаете самой интересной?
- Безусловно, "Союз-Аполлон". Почему? Там были новизна, динамика, сложность, словом, всё, чтобы мозги работали и рождались творческие решения. Это и есть - настоящая жизнь инженера!

С 1 по 19 июня 1970 В. Севастьянов совершил свой первый космический полёт в качестве бортинженера космического корабля "Союз-9" (вместе с Андрияном Николаевым). Экипаж корабля установил мировой рекорд длительности пребывания в космосе - 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд. После возвращения из этого рекордного по продолжительности полёта космонавты испытывали серьёзные трудности при адаптации к земной гравитации ("эффект Николаева"), что впервые поставило вопрос о необходимости разработки тренажёров для длительных космических полётов. В течение двенадцати месяцев после старта "Союза-9" Андриян перенес два инфаркта. После полёта Николаева и Севастьянова космическая медицина извлекла для себя важные уроки. Менее чем за год был разработан уникальный костюм "Пингвин", который создавал нагрузку на костно-опорный аппарат и мышечную ткань тела космонавта. Также была разработаны специальные тренажеры для выполнения физических упражнений в невесомости. На семьдесят пятом году жизни Никлаев умер от пятого инфаркта.

Круговых Валентин
Космич.биология и медицина - этап 1975 год - книга 3 тома с американцами выпустили -- Союз 9 на 18 суток -Севастьян - Николаев - 30 мин упражнения -но потом плохо. Переход в вертикальную позу сопровождался выраженным головокружением, слабостью, резким учащением пульса.

ощущения космонавтов были весьма тягостными, в первые часы после приземления они предпочитали лежать, но и в этом положении ощущали "вдавливание" в постель. Голова, верхние и нижние конечности, внутренние органы, по словам космонавтов, становились "необычайно тяжёлыми", и такое состояние продолжалось трое суток. П.В. Васильев отметил по поводу этого доклада:"Мы не увидели ничего, кроме сумасшедшей пляски физиологических показателей". к 90-м годам совместными усилиями учёных Минобороны и Минздрава основы общейтеории адаптации организма человека к условиям космического полёта были заложены и сегодня являются классическими.

Решение перечисленных выше проблем требовало создания на борту орбитальной станции компактного исследовательского и диагностического центра. Одной из основных составных частей этого центра явилась многофункциональная физиологическая аппаратура "Полином-2М",которая, без преувеличения, открыла новую страницу в бортовых исследованиях и диагностике.

6 October 2020

Space - Titov - Gagarin (sorry, in Russian), Photo - war negatives - 1941-45