Пришвину- Лопуховский.Григорьев

To Prishvin 44-45 - Lopuchovskiy. Grigorjev

1 ноября 2021

Пришвину- Лопуховский.Григорьев

Старая семейная фотография - мой дядя

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Лопуховский редактировал книгу о Прохоровском сражении -
Замулин Валерий.
Забытое сражение Огненной Дуги. Крушение операции Цитадель. М., с 4) Замулин В.Н. Прохоровское сражение. М., 2013. - он был директором в музее на Прохоровке. Кандидатская дисс, потом работал в Курском унмвере

Лев Лопуховский
Как я стал писателем на старости лет

Отрывки из статьи

Машины с семьями недалеко от городка были несколько раз обстреляны с немецких самолетов, возвращавшихся после налетов на военные объекты. Я на всю жизнь запомнил эту картину - убитые и раненые женщины и дети. Водитель нашей машины, на которой ехали мама, я с сестренкой и еще две или три семьи, видимо, был убит или сбежал. За руль села одна из женщин. От став от общей колонны, которую вел лейтенант Одарюк, мы не попали в лагерь полка и встретиться с отцом так и не удалось. На старой границе машину у нас не отобрали только потому, что к нам положили несколько раненых.

мама, Мария Ивановна, работала штамповщицей на заводе, который занимался ремонтом стрелкового и артиллерийского вооружения, непрерывно поступающего из действующей армии (в том числе и трофейного). Работали там без выходных по 14 часов в сутки, а иногда и более ; в зависимости от поступления матчасти и сроков, отпущенных на ремонт.

В последнем письме от 1 октября отец написал: "На все угрозы фашистов мы ответим ураганным огнем. Артиллеристов в плен им не захватить! Тому, что было в начале войны, пришел конец"

А в апреле 1942 года пришло извещение: полковник Н.И. Лопуховский пропал без вести 30 ноября 1941 г. Все попытки узнать хоть что-то через сослуживца отца в штабе артиллерии Западного фронта ничего не дали. Узнав о создании в 1943 году суворовских училищ, я ухватился за возможность осуществить свою мечту. В октябре 1943 г. я, как сын погибшего офицера, был принят в Воронежское суворовское военное училище, которое окончил с Золотой медалью в 1948 году.

Лишь в апреле 1959 года я получил более подробное извещение из Главного управления кадров МО СССР: "Ваш отец - полковник ЛОПУХОВСКИЙ Николай Ильич, по данным ГУК, значится пропавшим без вести 30 ноября 1941 года в бою с немецко-фашистскими захватчиками на Западном фронте. Никаких других, более подробных, данных о его судьбе нет. Он, безусловно, погиб, но в связи с особой обстановкой, сложившейся на фронте, зафиксировать факт его гибели и сообщить об этом в центр или родственникам в то время было невозможно два полковника, выслушав меня, ответили: "Капитан, бросай это дело, а то можешь найти совсем не то, что ищешь, и будешь потом всю жизнь жалеть об этом". Но такой ответ только укрепило меня в намерении начать поиск.

Я имел глупость хорошо отозваться об организации Нормандской десантной операции союзников.Об инциденте стало известно начальнику академии. Мне предложили пересдать экзамен, но я отказался.

На двустороннем командно-штабном учении перед выпуском почему-то именно меня, только получившего звание майора, назначили командующим армией. В моем подчинении оказались некоторые подполковники. На заключительном этапе учения в очень сложной обстановке принял решение, против которого выступили специалисты штаба армии. Я заставил их выполнять принятое решение. В итоге его одобрила высокая комиссия во главе с генералом армии А.Т. Стученко, и мы "победили вражескую" армию --- что такое командно штабные учения - ??????????????????

Учеба на Байконурк, командир полка - ракеты Сатана 20 февраля 1971 г. мне было присвоено званием полковника. Весной 1972 г. был выдвинут на должность заместителя командира ракетной дивизии. Но назначение не состоялось. К тому времени мое здоровье пошатнулось. Несколько раз с тяжелым приступом меня увозили с дежурства прямо в госпиталь. Видимо, сказалось тесное общение с ракетами наземного старта и компонентами ракетного топлива, а также с головными частями ракет в шахтных пусковых установках.

в годы хрущевской "оттепели" советские архивы несколько "приоткрыли" свои хранилища. В открытой печати появились сообщения и книги, содержание которых не соответствовало официальной точке зрения на события минувшей войны. Власть перепугалась и "оттепель", как это регулярно бывает в России, сменилась "заморозками".

Напомнил им, что еще в 1968 году писал письмо в редакцию с просьбой поместить в газете небольшое обращение к ветеранам 120-го гап, но ответа так и не получил. Редактор отдела даже говорить на эту тему отказался: - Нашу газету читают и за границей. Что скажут? Выходит, что у нас полковники и даже целые полки пропадали без вести?

Военная цензура была на страже. Изрядно усеченный по его требованию вариант (пришлось убрать из текста все данные о составе и вооружении полка, потерях и прочую крамолу) под названием "История 120-го гап БМ РГК и не только" (ВАФ, 1980 г.) был опубликован за мой счет под видом учебного пособия. Тираж в 100 экз. на очередной встрече был распространен среди ветеранов и родных погибших воинов.

9 мая 1981 г. впервые после войны в Центральном парке имени М. Горького Москвы встретились 7 ветеранов полка. По нашему представлению им были вручены знаки "Ветеран 4-й армии". Этим заинтересовался начальник отдела газеты "Красная Звезда" А.П. Хорев, который на основе моего рассказа опубликовал в газете 11.10.1981 г. (через 40 лет после неудачной попытки частей 19-й армии прорваться из окружения) большой очерк под названием "Отцовский полк".

Осенью 1982 г. на конференции в ВАФ, проводимой редакцией Военно- исторического журнала мне предложили написать статью о вяземской операции. Я сказал, что буду писать на основе архивных материалов обеих воюющих сторон. Главный редактор согласился, но предупредил, что эти материалы в военном отделе ЦК КПСС "будут изучать под микроскопом". Стало ясно, что время для правды об этом еще не пришло, и я отказался от лестного предложения. В 1983 г. окончилась неудачей и следующая попытка опубликовать результаты многолетнего поиска, которым я мог заниматься только во внеслужебное время. Влиятельный сын погибшего начштаба полка майора Ф.С. Машковцева (сейчас сказали бы - спонсор) вышел на меня, прочитав статью А.П. Хорева. Он предложил издать подготовленный и развернутый вариант книги о действиях 19-й армии под Ярцево и Вязьмой высокой печатью. Но издательство затребовало разрешение всесильного Главлита с его перечнем сведений, запрещенных к публикации в открытой печати, и затея сорвалась. И все последующие годы я продолжал работать в стол. При этом ежегодно вместе с ветеранами полка с 1981 по 1995 гг. выезжал в район боевых действий. 9 мая 1988 г. на ст. Гредякино, куда пробивались и не смогли пробиться артиллеристы, в присутствии 12 ветеранов (из 30 приглашенных), родных и близких погибших, приехавших из различных регионов страны, был установлен памятник, созданный на собранные нами средства.

После увольнения в запас в 1989 г. я, отказавшись от лестного предложения продолжить работу в академии, стал помощником начальника 4-го отдела Московского горвоенкомата. И в течение трех лет руководил группой "Поиск" в составе пяти человек, которая получила допуск к работе непосредственно в 9 отделе ЦАМО, где находилась картотека безвозвратных потерь рядового и сержантского состава Красной армии. Конечно, попутно я уточнял и потери 120- го гап. Некоторые из найденных ветеранов, особенно бывшие военнопленные, нуждались в помощи. Ведь в то время раздавались голоса, чтобы их не считать участниками боевых действий. А.П. Хорев выступил их защиту в "Красной Звезде" от 16.06.1990 г. со статьей "Забыть не вправе. Заслужили жизнью". Действуя от имени Совета ветеранов полка, созданного в 1975 г. по инициативе однополчан, удалось еще до указа Президента Б.Н. Ельцина поспособствовать реабилитации пятерых бывшвих военнопленных из числа солдат и офицеров полка. 2013 г. после тщательного изучения данных немецких архивов, в том числе и доклада пленного начальника штаба 4-й армии генерала Блюментритта американцам, удалось уточнить обстоятельства последнего боя у д. Богдановка юго-западнее Вязьмы.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ХХХХХХХХ Григорьев Николай Васильевич ХХХ bb-load --НОАВАЯ ПАПКА ХХХХХХХХХХХХХХХ

Дневник дочери Нинель
9 мая 1945 года Великий праздник победы Нет сегодня я просто не могу собраться с силами написать что-лиВбо. Какое счастье, даже поверить трудно

10 мая Итак война окончена, опять начнется мирная счастливая жизнь много принесла горя война за свои четыре года и тем радостней Великая Победа. Я иногда даже надеюсь, что папа вернется. О какое это было бы счастье. Вчера я получила письмо от игоря и вечером, уже ночью села писать ему ответ. я выключила радио чтобы не мешало и вдруг в два часа из соседней комнаты услышала громкий голос Левитана. Я вскочила и опять включила репродуктор В несколько минут у нас в комнате собралась вся квартира, все жаднро слушали радио . Все проснулись - еще бы!. До 4 часов мы не расходились. а когда разошлись я решила уже не ложиться. Убралась в комнате, вымылась, и села заканчивать письмо Игорю. Я с радости наговорила ему такие вещи, что сейчас думаю - не зря ли. Нет я не жалею об этом. Ведь рано или поздно он узнает о моих чувствах.

Уже был вечер. Прогремел салют за последнюю столицу Прагу. Никогда ни в какие празники не было столько народу на площадях. Мы все же пробрались на самую середину Красной Площади. Громом рукоплесканий, криками ура был встречен приказ тов.Сталина- 30 залпов из 1000 орудий. Из всех концов москвы направились на Красную площать разноцветтные прожекторы, образовавшие разноцветный купол над Москвой.Поднялись аэростатты со знаменем, портретом Сталина

22 июля 1945. Сегодня большая радость - получили телеграмму, что папа жив и нам выслали его письмо... Еще как-то не верится. Неужели правда?
ХХХХХХХХХХХХХ

Григорьев Ник Васильевич -- в-пленный - восстановление в партии.
Хронологический перечень с краткими пояснениями

В феврале 1940 года присвоено звание МАЙОР. В июле 1941 года Юго Западный фронт, командир каваллерийского полка. 20 сентября был дважды ранен. 22 сентября в санбате был взят в плен. Партбилет №1973710 уничтожил. До декабря 1941 года находился в госпитале для военнопленных. С декабря 1941 по 9 мая 1945 находился в лагерях военнопленных во Владимире Волынском, Вюрцбурге \Бавария\ и в Норвегии. 9 мая 1945 года освобожден из плена и вернулся на родину.

С сентября по конец ноября проходил спецпроверку. Проверкой отнесен к 1 категории. В ноябре 1945 года подтвержден в звании майор. По апрель 1946 года находился в резерве в офицерском запасном полку. В полку нас - бывших в-пленных комполков было 8 или 10 человек, точно не помню. Мы обратились к помощнику комполка по политработе с вопросомо том, что мы желаем дать друг другу рекомендации-отзывы - как вел себя в плену, нелегальная организация среди пленных, против вступления в армию изменника Власова. Пом комполка одобрил наше решение и скрепил отзывы своей подписью и полковой печатью.

В апреле 46 был демобилизован из Сов.Армии. Пришли в Мосгорвоенкомат для консультации о восстановлении нас в партии. Принесли заявления и рекомендации-отзывы. Правда на смех нас не подняли, но с улыбочкой ответили И думать забудьте о партии - вы механически выбыли из партии. в будущем может и будет решение о приеме в партию снова ЛЮДЕЙ ВАШЕЙ категории.

В 1947 году поступил на работу. В 1953 году спросил секретаря парторганизации можно ли подать заявление о приеме в партию. Через несколько дней мне ответили - указаний из мосгоркома КПСС нет. В конце года я опять спросил - то же ответ - указаний нет. Прошли 54 и 55 годы, на мои вопрросы о восстановлении в партии секретарь парьорганизации отвечал - указаний нет.

В 56 году ко мне приехал товарищь из Свердловска и сказал, что тих горком утвердил несколько личных дел по восстановлению в члены КПСС бывших военно-пленных. После этого я задал своему секретарб вопрос - как надо понимать, что на паериферии бывших военно пленных восстанавливают, а в столице не разбирают дела бывших военно-пленных . Через несколько дней мне сказали - подавай заявление

В сентябре 56 года подленники рекомендаций приложил к заявлениюмо о восстановлении меня в партии. Восстановлен в партии в сентябре 1958 года.

1 November 2021

To Prishvin 44-45 - Lopuchovskiy. Grigorjev (sorry, in Russian), Old family photo - my uncle/