Григорий Чухрай. Доп. к Пришвину.

Grigoriy Chuhray, reministences of War

20 июня 2023

Григорий Чухрай. Доп. к Пришвину.

Фото АРХ_МОСКВА

+++++Григорий Чухрай Я служил в десанте. https://sharlib.com/read_179914-20

стр 40++++ конец++
Я не мог поверить в то, что война кончилась, а я еще жив. Вспомнилось, как после тяжелого боя в Большой излучине Дона мы хоронили своих товарищей. Когда возвратились в окопы, кто-то мечтательно сказал:
- А ведь будут люди, которые доживут до конца войны.
Это казалось невероятным. Наступила долгая пауза.
- А кто-то доживет до сорока лет! - послышался в темноте другой голос.
И все мы стали хохотать - так это было невероятно.

++++++++++++++
Меня часто спрашивали: а вы убивали? И удивлялись, когда я отвечал утвердительно. Меня оскорбляло это удивление. Люди, не знающие войны, не пытаются вникнуть в ее законы. Здесь либо тебя убьют, либо ты убьешь. Они хотели бы, чтобы я был убит? Я хотел жить.

Политики не воюют, они затевают войны и посылают солдат убивать друг друга, облекая эту гнусную необходимость в яркие словесные обертки. Великая Отечественная война была не такой. Здесь все было ясно, и хотя здесь тоже были словесные обертки, но солдаты в них не нуждались.

Люди женятся для счастья, а какое счастье жить с калекой? Так думал я, лежа на полу в комнате будущей своей жены, и в мыслях моих не было ни тени жалости к себе. Быть убитым или остаться калекой было большей реальностью, чем остаться живым… Я любил Ирину, любил жизнь, но, как многие мои сверстники, считал, что есть вещи, за которые можно и умереть"

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
++++++++
В Веспреме я пробыл недолго и помню совсем мало.
Помню трудную ночь. Я кашляю и выплевываю кровь, а женщина врач дает мне лекарство. Мне хочется спать, а она рассказывает мне о своем несчастье. Ее муж, капитан, был ранен в голову. Боялись, что он умрет, но он выжил. Недавно она ездила к нему. Большой сильный мужчина, как ребенок, играл, пересыпая песок из одной баночки в другую. Жену он не узнал. - Как ребенок! Как малый ребенок! - повторяла она и плака +++++++++++++++++++++ Служить здесь я считал для себя зазорным и, воспользовавшись приказом Сталина о возвращении десантников после лечения в десантные войска, добился отправки в Москву. Никто не видел этого приказа. Вполне возможно, что его вообще не существовало, но я в него верил и заставлял верить других. Начальство маршевых рот почувствовало, что я не их человек, что фронт меня не пугает, и не стало меня задерживать.

++++++
Остатки нашей дивизии занимали небольшой участок фронта. Здесь уже шел напряженный бой. Но о подробностях боя мне не хочется писать. Все обычные бои похожи друг на друга. Это взаимное уничтожение людей с одной и с другой стороны. Описывать бой скучно и, пожалуй, не нужно. +++++++++++++++++

Их нацистская теория провозглашала немцев сверхчеловеками, а нас низшей расой, недочеловеками, рожденными быть рабами. Мы не согласны были стать рабами кого бы то ни было. У нас было человеческое достоинство и гордость. В каждой войне не последнее дело, кто к кому пришел устанавливать силой оружия свой порядок. И совершенно неважно, какой этот порядок, хорош он или плох.
Народы живут так, как сложилась их жизнь, их история, их нравы, привычки, обычаи. Эти нравы, привычки и обычаи сложились именно так, а не иначе не случайно - это результат многовекового опыта. Вмешательство в жизнь народа "для его же пользы" есть величайшее преступление против прав человека. Это не нужно доказывать, это мы видим сейчас в своей жизни.
Жизнь человека (особенно доброго и трудового человека) бесценна. Эту мысль я преследовал в своем фильме "Баллада о солдате". Среди немцев тоже были люди достойные жить, рассуждают "гуманисты". Как же можно стрелять в таких людей? Но солдат, пришедший в чужой дом с оружием, чтобы ограбить хозяина и сделать его своим рабом, такой солдат, какими бы качествами он ни обладал, есть часть машины, созданной для того, чтобы грабить, убивать и как часть этой машины достоин убийства. Речь шла не обо мне, а о моем народе, о моих родителях, о моей невесте, о моей стране, о ее богатствах, созданных трудом бесчисленных поколений. За них я готов был умереть и считал себя вправе стрелять, И стрелял.

стр25
У элеватора мы воевали недолго. Наша дивизия похудела до 240 человек. Командование решило забрать нас с фронта, переправить в тыл и пополнить новыми людьми. Вековая военная культура России подсказывала, что так можно сохранить нечто большее, чем жизнь горстки солдат, - традиции дивизии. ++++++

стр 14
Говорят: мы шли в бой за Сталина, и уже это должно быть для нас позором. Глупость! У нас были причины поважнее идти на смерть. Немцы не скрывали, что хотят отнять у нас нашу землю, а нас превратить в своих рабов. Это не только слова, не пропаганда, этим желанием было проникнуто их поведение на нашей земле. Мы не хотели, чтобы наш народ, наши родители, наши любимые девушки, да и мы сами стали чьими-то рабами. Разве этого недостаточно, чтобы идти на смерь и побеждать?

стр 23
В этот день произошло радостное событие: над нашей балкой появилась "рама". Она летела на небольшой высоте, зная, что у нас нет ни зениток, ни полевой артиллерии. Какой-то солдат выстрелил в нее из противотанкового ружья, и "рама" рухнула на землю. Это было событием: за все время боев нам не удавалось сбить "раму". Все были возбуждены.

Мимо нас пробежал человек с оторванной челюстью. Из раны торчал язык, и струйкой лилась кровь. Это было так страшно, что врезалось в мою память навсегда, связавшись с подбитой "рамой". Помню даже, как стонал этот несчастный и как хотелось ему помочь, но ни я, ни мои товарищи ничего не могли предпринять, только показали ему направление к медицинскому пункту.

стр 3 2
Маршевая рота
Прибыв на место, я, естественно, ознакомился с обстановкой. Она мне не понравилась.

Страшась отправки на фронт, офицеры, как я мог наблюдать, зверствовали над подчиненными и раболепствовали перед начальством. Служить здесь я считал для себя зазорным и, воспользовавшись приказом Сталина о возвращении десантников после лечения в десантные войска, добился отправки в Москву. Никто не видел этого приказа. Вполне возможно, что его вообще не существовало, но я в него верил и заставлял верить других. Начальство маршевых рот почувствовало, что я не их человек, что фронт меня не пугает, и не стало меня задерживать. Я получил направление в Московский военный округ.

стр.38++++++
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ Помню, что в Веспреме скончались от ран Володя Корень и Яша Шевинер. Володю я знал плохо, а Яша был из Днепропетровска и писал хорошие стихи. "Будет великим поэтом", - думал я про него. Они скончались ночью, когда все спали. Утром проснулись, а их койки пустые…

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Studia Litterarum
Научный филологический журнал Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук ++++Объем статьи вместе с примечаниями не более 1 п.л. - 40000 знаков вместе с пробелами
+++++++++++++++++

XXV Международная научно-техническая конференция "Нейроинформатика-2023" в Национальном исследовательском ядерном университете "МИФИ" (НИЯУ МИФИ) по адресу: Россия, г. Москва, Каширское шоссе, дом 31.

25 July 2023

Grigoriy Chuhray, reministences of War(sorry, in Russian)/ Photo - Fest ARCH-Moscow