19 марта 2003/
Был дважды в Художественном салоне в ЦДХ (он будет проходить всю эту неделю). Мода на японское, кажется, восходит к началу 20 века - как-то в доме Балтрушайтиса довелось слушать доклад о влиянии искусства Японии на Чюрлениса.
Имитация натуральности - краска кладется так, как будто бы она появилась случайным образом. Но в фотографии, например, воды в луже вы получаете не имитацию случайности, а саму случайность.
В ЦДХ расспрашивал о такой "случайности" - мне торжественно сказали, что это высокая печать.
А если попросту - на пластинку накатывается краска - как правило неравномерно, а затем делается оттиск (конечно на пластинах есть и углубления, с которых краска тоже переходит, т.е. элементы и высокой, и глубокой печати вместе).
Это же монотипия (в смысле - "моно" - один) , точно такой же отпечаток еще раз вы не получите.
Искусство состоит не только в подготовке формы для печати, но и в процессе самой печати (как, кстати, и в фотографии).
В европейском смысле высокая печать - печать с равномерно покрытых краской поверхностей, когда вы можете получить одинаковые отпечатки, т.е. тираж (например, линогравюра - черный лист с белыми штрихами).
"Один сезон наш бог - Ван Гог, другой сезон - Сезан", но моде на японское - уже около 100 лет.
Глаз (и голова) отдыхают на такой графике - нечто вроде джаза. Серию своих абстрактных коллажей Матисс назвал ДЖАЗ (см страницу от 24 декабря 2002 года).
Вверху - фрагмент детского отпечатка из студии РОДНИК, внизу - ваза Ольги Скубченко.
19 March 2003/
Japan style - unmeaning fragment of children meaningful print and a vase by Olga Skubchenko.