TEXT for internet education

ТЕКСТ к обучению по интернету


7 января 2001/

Здесь помещены некоторые фрагменты текстов из заданий для интернет-курса ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РАСТРОВОЙ ГРАФИКИ


ИНТЕРНЕТ



Связывать компьютеры через телефонные линии в сети научились давно (еще в прошлом веке!), но это оставалось делом специалистов до тех пор, пока не появился дружественный интерфейс общения в сети. До этого вам надо было набирать на экране команды на "птичьем языке" - это можно сравнить, если вы знаете, с работой в голой системе DOS или UNIX. Информацию вы получали в виде строк текста на экране, конечно можно было получать и изображения, но в закодированном виде, и вы сами должны были заботиться о том, чтобы их просмотреть. Из-за отсутствия стандартов (точнее из-за их многообразия - что равносильно отсутствию) это было не простым делом. Еще несколько лет назад для подключения компьютера к ИНТЕРНЕТ кроме установки модема надо было последовательно ставить несколько программ, узнавать и куда-то вписывать адресный код сервера и т.д.

Я бы сказал, что дизайн и графика кардинально изменили и упростили ИНТЕРНЕТ: сеть из "вещи в себе" стала "сетью для людей". Кстати английское слово DESIGN означает КОНСТРУИРОВАТЬ, ПРОЕКТИРОВАТЬ, а не только "красиво расположить". Но "красиво расположить" тоже очень важно - внешний вид страницы ИНТЕРНЕТА должен вас по крайней мере не пугать. И лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать - хорошо подобранная графика не только информирует, но и украшает интеренет.

Самое важное понятие в ИНТЕРНЕТЕ - это ССЫЛКА: вы нажимаете ее и переходите по тому адресу в сети, который этой ссылкой обозначается. Первый прототип сети ИНТЕРНЕТ в том виде, в котором она есть сейчас, был придуман лет 10 назад Бернерс-Ли в Женеве - сейчас он возглавляет организацию, занимающуюся разработкой стандартов сети ИНТЕРНЕТ (чем эта организация занимается вы можете посмотреть на сайте www.w3c.org ). Стандарты тут чрезвычайно важны, так как сеть всемирная, и в ней работают разные компьютеры и разные операционные системы, разные программы и т.д. (вы наверное слышали о так называемой войне броузеров - программ, осуществляющих пользовательскую поддержку ИНТЕРНЕТ - разные компании придумывали свои стандарты).

Сейчас часто в средствах массовой информации употребляют термин "ГЛОБАЛИЗАЦИЯ" - в некотором смысле это последствия ИНТЕРНЕТА: раз по миру свободно гуляет информация, все остальное тоже должно гулять свободно (к сожалению даже компьютерные вирусы)

ГРАФИКА


На последнем фотографическом семинаре ИНТЕРФОТО говорилось, что быть может XXI век будет веком видео - веком подвижных изображений. Но мне как-то трудно себе представить, что вместо фотокарточки вашего отца или вашего ребенка на стене будет висеть плоский экран, на котором будут мелькать кадры видео (скорее может висеть экран с застывшем изображением, но которое можно нажатием кнопки "оживить", прокрутить кусочек видео). Недавно я сфотографировал очень выразительную собачку (см. фотографии на сайте www.budinas.narod.ru от 4 ноября 2001 года). Хозяйка собачки очень просила сделать фотографии для нее - но зачем, собачка же всегда с нею рядом? В неподвижных изображениях есть своя прелесть - движение остановлено не в произвольный момент, фотограф этот момент и ловит. Не говоря уже о том, что в портретах движения может и не быть.

В компьютерах изображения хранятся в цифровом виде в виде матрицы точек (прямоугольного растра) - столько-то точек по вертикали, столько-то по горизонтали, этими величинами определяется разрешение изображения и тот размер, в котором это изображение может быть напечатано. Точка - это значение ее цвета (есть разные модели цвета, самая простая RGB - значение красного, зеленого и синего, 8 или 16 бита на цвет). Матрица точек отображается на экран - если стоит масштаб 1:1, то каждой точке матрицы соответствует точка экрана. Поэтому чтобы видеть каждую точку при обработке изображений стараются работать в масштабе 1:1 (не забывайте этого! Общее же впечатление от изображения надо смотреть в уменьшенном виде)

Когда вы открываете файл с изображением, процессор содержимое файла преобразует в матрицу точек , но в самом файле эта матрица точек может быть закодирована разными способами (форматы изображений). Например, изображение круга можно закодировать, задав его центр, радиус, цвет и ширину окружности. Такого рода изображения называются векторными - они в основном описываются кривыми Безье, цвет задается для какой-нибудь области изображения либо постоянный, либо "растяжка" - градиент между цветами. Самые популярные программы векторной графики это COREL DRAW и ILLUSTRATOR - первая имеет свой собственный стандарт хранения векторной графики, вторая использует стандартный формат EPS (его используют для профессиональной подготовке к печати).

В отличие от векторных, растровые изображения имеют дело непосредственно с точками изображения, но последовательности этих точек тоже можно кодировать разными способами (например, 5 точек такого-то цвета, 10 точек такого-то и т.д. , такой формат в действительности использовался) . Формат TIFF - это просто последовательность точек без всякой кодировки. При записи этим форматом все же лучше проводить сжатие без потерь (это обычно LZW алгоритм), так как это сильно уменьшает объем файла - при записи ФАЙЛ-СОХРАНИТЬ КАК/ FILE-SAVE AS возникнет окошко с вопросом, нужно ли вам LZW сжатие. При открытии так сжатого файла файла изображение восстанавливается точно в первоначальном виде.

Если изображение не имеет резких границ, вы можете попробовать описать его и так: изображение разбиваете например на квадратики 4х4, и описываете средний цвет каждого квадратика. Так примерно работает формат JPEG - формат с потерями. Он специально придуман для фотографических изображений и вы можете выбрать разные степени сжатия изображения - или качество сжатия - форматом JPEG (соответственно возникают разные потери при восстановлении изображения). Сжатие JPEG сильно уменьшает размер файлов изображений, что очень важно при передачи по ИНТЕНЕТ.

Другой формат GIF чаще используется для графики: определяется палитра изображения (при сохранении этим форматом вы задаете число цветов - не больше 256 цветов) и каждой точке присваивается цвет из этой палитры. Графику с простыми цветами GIF сжимает без потерь очень хорошо (JPEG тут не годится, он размывает границы). Попробуйте сжать фотографию форматом GIF - возникают потери и изображение становится таким, как будто вы его обработали ПЛАКАТНЫМ фильтром PHOTOSHOP. Но иногда это уместно и смотрится хорошо. Еще формат GIF иногда удачно можно применить к контрастному монохромному (т.е. одноцветному) изображению.

ПСИХОЛОГИЯ


Некоторое психологическое напутствие длоя изучающих компьютерную графику. Основа современного компьютерного интерфейса - пиктограммы, рисунки, которые должны быть интуитивно понятны. Например пиктограмма карандаша - нажимая мышку на этой пиктограмме вы превращаете мышку в карандаш. Конечно надо представлять ту область, для работы в которой предназначена программа - иначе вы просто можете не понять пиктограммы. Но и это не беда - выберите инструмент, щелкните мышкой и попробуйте ею подвигать и пощелкать на экране! Быть может вскоре вы сообразите, для чего это пиктограмма предназначена. Не стесняйтесь обучаться методом проб и ошибок - главное не работайте с файловой системой (запись, стирание файлов), а все остальное, что вы делаете - хотя вы и сами не знаете, что же вы делаете - никому вреда нанести не может. Более того, такой метод изучения функционирования программ (наверное не всех программ, бухгалтерские может быть и не подходят) мне кажется самым надежным.

Еще замечание. Кроме пиктограмм другие элементы интерфейса программ - например меню или окна подсказок - тоже делаются (или по крайней мере должны делаться) так, чтобы быть наиболее понятными. И никогда не чувствуйте себя неловко, если что-то у вас не получается сразу - виноваты не вы, а те, кто делал интерфейс программы - они не сумели его сделать достаточно простым. Конечно, я выразился быть может слишком категорично - однако в принципе это справедливо. И начинайте работу так, как будто бы вы ее уже сделали и остались лишь мелкие трудности, которые вы безусловно преодолеете - психологическая уверенность в работе много что значит. Посмотрите статью Графика как компьютерный эксперимент, может быть она поможет приобрести такую уверенность.

По поводу психологической уверенности (или неуверенности) расскажу одну историю, которая в действительности со мной произошла. В одной лаборатории занимались системным программированием и "железом" - внутренностями компьютера. Туда пришла работать женщина, которая всего этого не знала и ей было в этой обстановке психологически некомфортно (системные программисты обычно люди специфические тяжелые, так как вокруг витает ореол незаменимости). Она осваивала программирование и постоянно спрашивала меня, почему у нее не работает та или иная команда программы. Дело дошло до того, что однажды она подошла ко мне и с со страхом в глазах прошептала:"- Боря, у меня не открывается ящик моего письменного стола". Как вы понимаете с ящиком было все в порядке!


7 january 2001/

Some text from future internet education course ...


© Some GRAPHICS by Boris Budinas
Сайт управляется системой uCoz